Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. «Он провалился в себя», — замечала она, или: «Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина»» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы «р»… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: «Эврика!» Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в «Крестах» под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 комментария

  1. Лев Самуилович!
    А откуда следует, что этнос не явление природы?
    Л.Н. Гумилев считает, что это явление природы и обосновывает это через биогеохимическую теорию В.И.Вернадского. Там все понятно. Я по образованию физик и поэтому я не различаю Л.Н.Гумилева и Л.С. Клейна. Одно обоснование я вижу, а второго не вижу, чтобы из этого сделать выводы для себя. Если этнос не явление природы, тогда я им могу пренебречь, а если явление природы, тогда пренебрегать нельзя. Вот и весь мой подход. С остальным я и сам справлюсь. У меня стойкая аллергия к утверждению, что надо верить профессионалам еще со времен идеологического сектора обкома партии.

  2. Л. Л. Гошке.

    Критика понимания этноса Гумилевым была дана во многих статьях этнографов, возвращаться к этому вопросу ради одного человека не хочется. Лучше пусть он прочтет всю эту литературу. Даже раса — не чисто природное явление, коль скоро касается человека. Этнос же — явление социальной психологии, связано с самосознанием, сознанием солидарности, языком, социальным организмом, словом с социумом. А не с природой. С ландшафтом он очень слабо связан, и то через экономику, социум.

    Если не будете верить профессионалам, подозревая в них слуг идеологического сектора обкома партии, язвящих независимого Гумилева, то сами и окажетесь таким слугой очередного обкома. Я, к Вашему сведению, в партии не состоял. Имею свою голову на плечах. А идеология как раз у Гумилева — Вы не замечаете? Он идеолог, проповедовавший определенное учение. Но идеология его очень наивная — это творение нового мифа, по сути новая мифология. Вам хочется быть ее слугой? Ваше дело.

  3. Лев Самуилович!
    У меня как-то руки не доходили до работ академика Н.Н. Моисеева, но то, что я долго и нудно пытался объяснить, я нашел у него.
    Я Вам уже говорил, что целью климатизации зданий в условиях VI технологического уклада будет управление физическими и биохимическими процессами в организме человека. Этот процесс, используя определение академика Н.Н. Моисеева, можно отнести к социальной инженерии. По всей видимости, от создания искусственной среды обитания нам уже не уйти из-за высокой концентрации углекислого газа в атмосферном воздухе.
    Академик Н.Н. Моисеев предупреждает, что мы должны быть крайне осторожны при вмешательстве в естественный ход событий, избегать эйфории своих интеллектуальных возможностей и всей той технократической логики, которая переводит историю в некий вариант социальной инженерии, а это так или иначе затрагивает этнические интересы и может приводить к этническим конфликтам.
    Академик Н.Н. Моисеев поясняет:
    «Этнические кризисы — это «действительные» конфликты, поскольку их решение лежит не столько в сфере логики, сколько в сфере эмоций и духовной жизни. Переговоры здесь всегда бесконечно трудны, а соображения логики и даже выгоды, как правило, не действуют. Тому наглядный пример — проблема самостоятельности провинции Квебек. Сегодня это процветающая провинция самостоятельного и сильного государства. Став самостоятельным, Квебек, валовый национальный продукт которого примерно равен бельгийскому, сразу превратится в одно из малых и совсем второстепенных государств, экономические перспективы которого резко сузятся. Это прекрасно понимают все жители провинции. И, тем не менее, они дружно голосуют за самостоятельность».
    Итак, этнос это явление природы или нет?
    Н. Н. Моисеев Можно ли говорить сегодня о контурах будущего? http://www.polisportal.ru/index.php?page_id=51&id=67

  4. Гошка: «Итак, этнос это явление природы или нет?»
    Конечно, нет. Что тут от природы? Эмоции и духовная жизнь — это социальная психология, общественные отношения. Этнические конфликты — социальное явление, как и государственные конфликты. Ими занимаются дипломатия и история войн. А жизнь природы описывается у Брэма. Жизнь волков Квебека можно запихнуть в Брэма, а жизнь этносов Квебека — нет.
    Доколе мне объяснять Вам азбучные истины? Не заставляйте меня думать, что Вы свихнулись на Гумилеве…

  5. Лев Самуилович!
    А инстинкты разве не проявляются через эмоции и духовную жизнь? Или я что-то не до понимаю?

  6. Ну, Л.Л., право, даже как-то неудобно объяснять. Если мы всё, ЧЕРЕЗ что действуют инстинкты, будем объявлять природой, тогда духовная жизнь, конечно, природна, и социальная жизнь тоже, ведь основана на инстинктах любви и ненависти, и экономика и т. д. И наука (на исследовательском инстинкте). А что тогда не природа? Это Вам дает вселенскую смазь, возможность свободно порхать между науками. Ну, право, хватит. Не нужно Вам читать мыслителей-мифологов, они только сбивают Вас с толку, займитесь своим делом.

    1. Лев Самуилович!

      Что Вы делаете?Не дай бог уговорите Гошку заняться делом,ведь он со своим «не до понимаю» и физическим квазиобразованием развалит страну!Он ведь не просто гм-гм… чудак!Он с инициативой!Т.е. самый страшный вид гм-гм… чудака!

  7. Лев Самуилович!
    Заняться своим делом, это отличный совет. Только почему-то заниматься своим делом почти всегда, получается, через одно хорошо всем известное место.
    Я воспользуюсь вашими рекомендациями и смоделирую ситуацию, а Вы решите стоит ли мне заниматься своим делом. Только не воспринимайте все, что я скажу на свой счет. Это связано не со мной и не с Вами, а так функционирует система в целом.
    Вы сказали, что критика понимания этноса Гумилевым была дана во многих статьях этнографов, возвращаться к этому вопросу ради одного человека не хочется. Лучше пусть он прочтет всю эту литературу.
    На бытовом уровне это высказывание можно интерпретировать, как если мне это надо, то иди и разбирайся. Действительно, если мне надо, то я и должен разбираться.
    Теперь рассмотрим подобную проблему, но с моей стороны.
    Проблема «синдрома больного здания» возникает не в моих помещениях, а в ваших, поэтому эта проблема не моя, а ваша. Хотите, идите и разбирайтесь. Нет желания, тогда не разбирайтесь. Считайте риски, чтобы не попасть в статистику Фангера. Ваши риски, Вы и считайте. Я то тут причем?
    Моя задача выполнить работы в объеме, который Вы определите по принципу «Чего изволите?». Какая разница мне как делать? Хоть так, хоть эдак, хоть кверху ногами. Это не мои проблемы, а Ваши. Как скажете, так и сделаем!
    Сделал работу, деньги получил за «Чего изволите?» и отвалил. Что с Вами будет дальше, это не мои, а Ваши проблемы.
    Я не на шаг не отступил от явления социальной психологии, связанного с самосознанием, сознанием солидарности, языком, социальным организмом, словом с социумом.
    Я действую строго в рамках вашего определения этноса.
    Мои действия строго определены либеральными идеями (более 20 лет назад они определялись коммунистическими идеями), которые заложены в нормативную базу (социальные нормы). На сегодняшний день нормативная база, которая должна регламентировать мою деятельность носит рекомендательный характер и отлажена под принцип «Чего изволите?». Точно так будут поступать врачи и учителя.
    Вас такая солидарность устраивает? Вы никому ничего не должны, но и я никому ничего не должен.
    В этом случае этнос и его существование полностью зависит от группы тех или иных лиц и от их идеологии. Не важно кто это будет: коммунисты, либералы, националисты или еще кто-нибудь.
    Если Вас все устраивает, тогда я действительно займусь своим делом, т.е. буду делать деньги за счет вашего здоровья. Вы ведь так желаете! Это не моя прихоть.

  8. Гошка пишет:»почему-то заниматься своим делом почти всегда, получается, через одно хорошо всем известное место.»
    Ну что тут можно сказать?Только то,что Гошка дал честную правдивую характеристику Гошке,как специалисту!Почему-то у меня,процентов у 80 моих коллег , получается делать своё дело нормально ,НЕ через «одно хорошо всем известное место»!

  9. Я только переформулировал слова Черномырдина о том, что хотели как лучше, а получилось как всегда.

  10. Гошка!
    Не стоит оправдываться!Автохарактеристика получилась очень точной!

Comments are closed.

Оценить: