При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.
Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:
«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. «Он провалился в себя», — замечала она, или: «Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина»» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).
Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!
Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.
Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.
Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».
Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы «р»… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.
Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.
Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:
«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: «Эврика!» Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в «Крестах» под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.
О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.
Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.
Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.
Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…
Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».
Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.
Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.
Фото с сайта gumilevica.kulichki.net
1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.
После чтения статьи уважаемого Л.Клейна остается немного гадостное впечатление. Кажется, что автор неосознанно хотел выпятить себя ценой унижения одной из ярчайших фигур второй половины ХХ в., которая оставалась в СССР. Основной вывод статьи о влиянии личной драмы Л.Н. на его творческие поиски (которые как будто лишены научности), представляется совсем неубедительным. Науке важен как результат, так и путь. Концепция Л.Н. вошла в учебники по культурологии вслед за идеями Данилевского, Шпенглера и др. Но влияние его идей и личности гораздо больше. Они были представлены академической общественности вначале 1970-х гг. и способствовали развенчанию коммунистической идеологемы, гражданскому становлению народа, т. к. объясняли развитие цивилизации без марксистско-ленинской теории. В т.ч. этим объясняется, почему на его лекциях на географическом факультете Ленинградского университета негде было сесть и люди стояли вдоль стен и в коридоре (мне посчастливилось слушать эти лекции). В то время это было явлением в жизни академической общественности. Самоутверждение Л.Н. можно пояснить также тем, что он не хотел, чтобы его воспринимали только как сына великих поэтов.
to Галина, думаю, Ваша ремарка, что содействие развитию цивилизации без марксистско-ленинской теории никак не служит док-вом научности чего быто ни было
1.Критерием истины является практика (эксперимент).Теория эволюции этноса работает на практике: Наполеон выбил пассионарный слой французов,Гитлер — немцев, уголовники-авантюристы — «большевики» — русских. Все эти народы,находятся сегодня в реликтовом состоянии.2.На зоне Л.Н.Гумилев,общался с генетиком Тимофеевым-Ресовским, поэтому теория пассионарности не плод воображения, а результат переосмысления методов исследования в исторической науке. Представьте себе, «под колпаком» у КГБ, в СССР сформировался единственный историк, опирающийся не на краснобайские сказки, а на научный метод. Отсюда и результат — теория работает.3. Сравни с телеканалом «365 дней». Одна только краснобайская присказка говорит сама за себя: — » если из истории убрать всю ложь ….» т.е. режиссер признает: 1) официальная история это 100% ложь;2) а автор байки не понимает,что после того как будет убрана вся ложь, только тогда и начнется настоящая история (основанная на научном методе), а не краснобайские сказки про великие войны и великих вождей.
Уважаемые комментаторы, всем интересующимся работами и личностью Л.Н. Гумилева искренне советую недавно вышедшую книгу Сергея Белякова «Гумилев, сын Гумилева». Монография написана на довольно высоком научном уровне, но вместе с тем обладает и явными литературными достоинствами. Автор старается подходить ко всем дискуссионным вопросам, касающимся Л.Н. Гумилева с истинно научной отстраненностью и объективностью. Единственный недостаток — полное отсутствие ссылок в тексте, но это, видимо, вина издательства, поскольку трудно поверить, что профессиональный историк Беляков пренебрег ими.
Михаил:
01.05.2013 в 8:57
По пунктам.
1.Кто,когда и по какой методе определил пассионарный слой
а.французов?
б.немцев?
в.русских?
Кто,когда и по какой методе определил,что Наполеон,Гитлер и большевики выбили именно пассионарный слой этих народов.
По каким конкретно данным вы решили,что эти народы находятся в реликтовом состоянии (ссылки,цифры…)?Насколько я знаю немцы и французы — движущая сила ЕС.
2.»На зоне Л.Н.Гумилев,общался с генетиком Тимофеевым-Ресовским, поэтому…»
Если какой-нибудь инженер общался на зоне с Туполевым или Королёвым,то это не означает,что его идеи станут научными ОТ ОБЩЕНИЯ с ними.После того — не значит вследствие того!
3.»…если из истории убрать всю ложь ….» т.е. режиссер признает: 1) официальная история это 100% ложь»
а.откуда вы взяли,что речь идёт только об «официальной истории»?
б.откуда вы взяли,что режиссёр признаёт 100% ложь?
И не нужно так агрессивно размахивать шашкой!Как писал И.Бабель: «Маня, вы не на работе,холоднокровней, Маня…»
Для Михаила:
«даже в научных монографиях Лев Николаевич, случалось, мешал правду с фантазией.»
Сергей Беляков
Лев Гумилев
главы из книги
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/4/b8.html#_ftnref55
Галине.
«Выпятить себя ценой унижения одной из ярчайших фигур…» — Я уже не раз отмечал, что никакого унижения Гумилева моя статья не содержит, если ее не читать глазами урок.
А с ремаркой о том, что в те времена его выступления были отдушиной и т. п., полностью согласен. Но это не делает их источником правды. Он был неправ, но интересен. Интересен, но неправ. Это осталось. Исчезает привлекательность.
Михаил, на зоне Л.Гумилев с Н.Тимофеевым-Ресовским никогда не встречались.
Дискуссия интересная, а статейка-то, Лев Самуилович, того, с душком-с.
г. Унгерну.
Того, с душком, мне представляется не статейка, а Ваш ник.