Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. «Он провалился в себя», — замечала она, или: «Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина»» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы «р»… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: «Эврика!» Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в «Крестах» под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 комментария

  1. Спасибо, Лев Самуилович, позабавили Вы меня. Ник у меня не случайно взятый, к барону отношения никакого не имеет. Что касается молчания Л.Гумилева о лагерных годах, то я вспомнил своего покойного отца, прошедшего ВОВ с первого до последнего дня. Не вспоминал войну батя, вопросы что и как там было, обрывал резко. А солдат был настоящий, о чем свидетельствуют копии раздобытых приказов о награждениях. Не вспоминали и другие мои земляки, хватившие войны по ноздри. Так что это дело сугубо личное — воспоминания. Надо ли домысливать? Я бы не стал. Вы это сделали, что ж, дело, что называется, хозяйское. Но тогда не сетуйте, что душок почуялся.

  2. г. Унгерну.
    О лагере, как Вы хорошо знаете, не все молчат — достаточно назвать Шаламова и Солженицына, да и сотни других. Молчат те, для кого лагерь по личным обстоятельствам был хуже войны. Вот и «душок» в моей статье почудился не всем, а определенной категории читателей. Тем, кого захватили идеи Гумилева (чтобы не сказать идеология). А в случайный выбор ника, простите, не верю. Выбор одиозных имен не бывает случайным.

  3. Лев Самуилович. Я Вас очень уважаю. Статья «Народ к погрому готов» http://www.democracy.ru/article.php?id=1125 — произвела на меня потрясающее впечатление. То, как Вы видите Гумилева — это Ваше личное мнение и его оспаривать бесполезно. Но Ваша оценка идеи этногенеза выглядит плохо. Выражение Любая новая идея (а разговор идет об этногенезе) всегда сначала воспринимается как «Полная чушь», потом как «В этом что-то есть», и потом как «В этом нет ничего нового, это всем известно». Когда говорят «Критика понимания этноса Гумилевым была дана во многих статьях этнографов, возвращаться к этому вопросу ради одного человека не хочется» — это плохо. Во-первых, Вас читают многие, и возврат будет не ради одного человека. Во-вторых, пусть Гумилев происхождение этногенеза плохо объяснил, но вот само развитие показал достаточно хорошо, и четких опровержений ни в один абзац ни в 10 тысяч абзацев пока не существует (иначе бы автор был бы известен не менее Гумилева). Из того, что ученые плохо объясняют (описывают) первичный взрыв в происхождении вселенной — еще не значит, что все, что пишется о вселенной — полная чушь.

  4. Копание в грязном белье покойного. Не имеющее никакого отношения к науке. Фактически, паразитирование на известном имени.

    Можно порассуждать, какие комплексы и личные проблемы автора подвигли его на написание данного текста. Но уподобляться…

  5. Отвечаю Denny^
    «Копание в грязном белье покойного» — это вытаскивание на свет божий тех интимных подробностей его биографии, которых он должен был бы стыдиться. Ничего этого у меня нет. Я анализирую по его собственным воспоминаниям и по опубликованным воспоминаниям свидетелей его статус в лагере. «Не имеющее никакого отношения к науке» — нет, имеющее, я это и показываю. В таком случае вывод («паразитирование на известном имени») можно отнести ко всем биографам и многим мемуаристам.
    «Можно порассуждать, какие комплексы и личные проблемы автора подвигли его на написание данного текста». С большим успехом можно порассуждать о том, что подвигло автора коммента на его написание. «Но уподобляться» ему не будем.

  6. Отвечаю Александру Фирсову.
    Я не стал отвечать «одному человеку» просто потому, что он задавал мне вопросы, на которые уже есть ясные ответы в литературе. Коль скоро есть общие ответы, отвечать заново всякому отдельному незнающему нерационально. Что бы Вы ответили человеку, который попросил бы Вас еще раз изложить ему таблицу умножения? Она ведь и еще кому-то может пригодиться — сейчас многие ее забыли…
    То, как я вижу Гумилева, это не мое личное мнение. Это сформулированное мною мнение всего научного сообщества. Есть исключения, совпадающие с оценками массы дилетантов, верно. Но их крайне мало.
    Гумилев не только плохо объяснил «происхождение этногенеза», а также суть понятия «этнос», но и из рук вон плохо изложил «само развитие», изложил криво, фантастично, не привел решительно никаких доказательств своей концепции — все его графики и таблицы не вычислены, а высосаны из пальца, выдуманы. Опровергать и поправлять там просто нечего, потому что всё сочинено по наитию для утверждения предвзятых идей. Это не наука, это мифология.
    Тем не менее опровержения конкретных выводов существуют. Посмотрите хотя бы статьи акад. Рыбакова, Лурье, Мосионжника. Почему авторы этих разумных статей не могут конкурировать с Гумилевым по известности — это особый вопрос, но он не имеет ничего общего с вопросом об истине. Известны поп-звезды, пророки, телеведущие, артисты, юмористы. Некоторые из них выдают себя за открывателей научных истин (в лингвистике и истории) и продуцируют соответствующие фильмы…

  7. ЛСК: 28.05.2013 в 15:18 Биографа от любителя копаться в грязном белье отличает вполне ясная грань. Любой биограф скажет, что Гумилев воспоминаниями об этом периоде ни с кем не делился. И причин этого не называл. Таких причин может быть множество. Честный биограф, не имеющий источников информации, ставит на этом точку. Любитель покопаться в грязном белье начинает заниматься инсинуациями. И далее любитель покопаться в грязном белье связывает свои произвольные домыслы с деятельностью человека, в грязном белье которого роется. Опять же, совершенно произвольно, в стиле «я думаю». К какой науке это может иметь отношение? Поэтому остается только паразитирование на известном имени. О людях известных падкая на сенсации публика готова читать любую туфту, чем скандальнее и желтее, тем лучше.

    Впрочем, есть простой умозрительный тест. Порядочный человек и тем паче честный мемуарист не пишет ничего, что не сказал бы в глаза покойному, будь тот еще жив.

    Вот тут и различие между «автором текста» и «автором коммента».

  8. Загадка Льва Гумилёва? Не про загадку Льва Гумилева вы пишете. Вам интересны человеческие переживания-страдания, дескать если и были унижения, так надо было душу облегчить, на изнанку для интеллигенции вывернуть. Солженицын писал как седел, архипелаг Гулаг написал…
    Ну, а почему не добавите, за что был арестован Солженицын??? Что было у него за пазухой на полях сражения? С уважение отношусь к участникам Великой Отечественной войны. Награды Александра Исаевича не ворованные. Загадка не в Льве Николаевиче, а извините за дерзость, в Вас.

  9. Лев Самуилович. Спасибо за ответ. Давайте сразу отбросим вопрос — кем был и как себя вел Гумилев во время отбывания срока. Это вопрос можно пообсуждать, если больше нечего. Мне хотелось бы разобраться в том, насколько его теория (гипотеза, версия). Разберем пока аргументы «против», которые помню.
    1. «Посмотрите хотя бы статьи акад. Рыбакова, Лурье, Мосионжника».
    На Мосионжника вы ссылались http://trv-science.ru/2011/05/24/trezvo-o-lve-gumilyove-otvet-kritikam/ пару лет назад как на главного оппонента Гумилева. Найти его работу «Исторический миф Л. Н. Гумилёва: технология создания» в интернете не удалось. Библиотеки мне не доступны. Странно, что никто не посчитал возможным такой важный труд в изобличении ошибок Гумилева выложить в интернет.
    Статья Рыбакова «О преодолении самообмана» http://scepsis.net/library/id_69.html, общей теории (гипотезы) этногенеза не касается. Другого опровергающего труда Рыбакова не нашел.
    Лурье в работе «Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва» логично http://scepsis.net/library/id_87.html критикует Гумилева за домыслы по отношению к летописям. Но, ведь, и Гумилев правильно критикует летописи за домыслы.

    2.»То, как я вижу Гумилева, это не мое личное мнение. Это сформулированное мною мнение всего научного сообщества».Гумилева или его «теорию». Это, как говорят в Одессе — две большые разницы. То, что вы видите негатив в его лагерном статусе — Ваше личное отношение (видение). Но почему это должно переноситься на его теорию/гипотезу? Ссылка на авторитеты — это не самый сильный аргумент. Я уже писал, что любое сообщество новые идеи всегда сначала принимает в штыки. Если верность идеи/гипотезы проверять голосованием научного сообщества, то со времен Коперника до сих пор солнце бы вокруг земли бы и крутилось.

    3. Есть аргументы, которые можно было бы признать серьезными: многотысячелетняя история Китая, Греции и некоторых других стран/этносов/народов. На этом можно было бы построить здравое опровержение Гумилева, но я пока такого анализа не встречал. А жаль — это бы обогатило общество если не знаниями, то хотя бы интересом к истории.
    Как я вижу, Гумилева пока толком никто не подтвердил и не опроверг. Но для общества Гумилев и дал интересную схему/модель развития описываемых им этносов. Что само по себе уже важно. А что касается его общей теории (что все так развиваются) — тут можно долго копья ломать.
    Как говорил один мой научный руководитель о существовании марсиан «У нас пока слишком мало фактов чтобы делать выводы». Проще говоря — у нас слишком мало примеров развития стран/народов/этносов, чтобы делать вывод — они развиваются по схеме развития пассионарности Гумилева или несколько иначе. Говоря словами известного персонажа фильма «Карнавальная ночь»: «Есть ли.. Нет ли… Науке это не известно. Наука пока еще не в курсе дела».

  10. Отвечаю Денни и Дмитрию Новикову. Сначала Денни.
    Еще раз повторяю: в грязном белье я не роюсь. Я же Вам указал, что такое «грязное белье». «Инсинуации», «произвольные домыслы»… Вы мне навязываете это из-за Вашего общего недовольства моей работой. Я мог бы тоже Вам навязать разные дурные действия, поскольку я недоволен Вашим комментом. Но я Вам «уподобляться» (Ваше выражение) не хочу.

    Ваше утверждение, что Л.Н. ни с кем не делился воспоминаниями о лагере и что у меня нет источников информации, просто неверны. Кое-чем делился, а источники информации у меня есть, я их привожу, но Вы этого не заметили. Вольному воля. Дело не в «я думаю», а в анализе источников информации.

    И последнее, Ваш тест «порядочного человека»: он сказал бы в глаза покойному. К Вашему сведению, я был знаком с Гумилевым 40 лет, мы работали вместе в поле, спорили, и я высказывал свои скептические замечания в глаза. Мои критические статьи о себе он видел в рукописи. Разумеется последней не видел, но если бы он был жив, я бы безусловно показал ему и эту. В ней нет ничего невежливого и ничего оскорбительного. И, разумеется, никаких инсинуаций.

    Теперь отвечаю Дмитрию Новикову. Вы тоже недовольны моими выводами, поэтому придумываете гнусные мотивы, которые могли побудить меня написать эту статью. Извините за дерзость, но загадки в Вас нет.

Comments are closed.

Оценить: