Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. «Он провалился в себя», — замечала она, или: «Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина»» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы «р»… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: «Эврика!» Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в «Крестах» под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 комментария

  1. Прошу прощения,первая цитата,о Тойнби,приведенная Семёновым принадлежит Л.Февру

  2. Поскольку мой ник тут несколько раз упоминался, придется вернуться. Я считал и считаю, что статья неэтична. Совершенно независимо от научных заслуг и «заслуг» как Клейна так и Гумилева. Это мое личное мнение. Которое я высказал. Клейн естественно считает, что все в норме. Это его право. Поэтому я и прекратил обсуждение. Считаю, что никакие аргументы разрешить данное противоречие не могут. Ибо речь идет об индивидуальном этическом восприятии границ допустимости.

  3. Denny:
    19.06.2013 в 22:01

    Я как в воду глядел!
    Анатолий:
    19.06.2013 в 19:47
    «Насколько я понимаю фанатичная часть поклонников Льва Гумилёва не остановится на «достигнутом» и продолжит «дебаты»,т.е. «наезды» на Л.С.Клейна.»

  4. Анатолий: 19.06.2013 в 22:17 Лучше бы не в воду, а в посты. Никогда не был поклонником Гумилева. Вас с Клейном просто клинит на этом. Попробуйте напрячь воображение и представить себе, что помимо фанатов и антифанатов есть люди, которые способны разделять профессиональные конфликты и личные наезды и инсинуации. Могу обещать, что если кто-то начнет копаться в прошлом частной жизни и «загадках» Клейна, чтобы раскопать психологические источники обсуждаемой его статьи, я отнесусь к этому совершенно симметрично. Ибо личная жизнь и профессиональные дебаты — две большие разницы, как говорят в Одессе. И мешать их в одну кучу — неэтично.

  5. Физику Денни.
    Мне нравится Ваша позиция по вопросу о кафедре теологии, и я сожалею, что Вы не замечаете, что в вопросе о Гумилеве Вы стоите на культовых позициях. Я уже показал Вам, что я-то никаких этических норм по отношению к Гумилеву не нарушил. Повторять эти доказательства незачем (читатели их приняли), так же как Вам неуместно повторять Ваши обвинения. А вот культовые нормы я, конечно, нарушил. Может быть, обвинить меня в оскорблении религиозных чувств? Это теперь модно. Но каяться не собираюсь.

  6. ЛСК: 20.06.2013 в 9:42 Я ж не прокурор, чтобы Вас в чем-то обвинять. Но также как и Вы я имею право высказывать свою позицию по этическим вопросам. Вы этой позиции не разделяете, и это Ваше полное право. Я, если честно, не вижу тут пространства для споров и аргументов. Вернулся только потому, что ряд участников продолжал прямо или косвенно ко мне адресоваться в своих постах. Что до «принятия читателями», то голосованием ослов в лошадей не переделаешь… (Не примите в буквальном смысле).

    Я искренне рад сходству позиций по вопросу о кафедре теологии. Кстати, я бы не видел ничего порочного в создании кафедр теологии в университетах, которые аккурат предназначены охватывать все области знания. Философский факультет представляется мне вполне достойным местом для изучения в том числе и теологии. Хотим мы того или нет, но религия занимает немалое место в жизни общества. Я бы даже сказал, что Бог несомненно существует. Хотя бы в том же смысле, в каком существуют Отелло и Евгений Онегин.

    Вообще, этика, нормы морали, религиозные и культовые нормы в значительной степени взаимосвязаны. Насколько я (как физик) себе представляю, все это предназначено для создания некой общей базы правил взаимодействия между людьми.

  7. Denny:
    20.06.2013 в 9:35

    Спасибо,Denny,что создали из меня и Л.С.Клейна антигумилёвскую «группировку»,но от меня до Л.С.Клейна,как от Ростова до Рождества Христова.Увы мне!Не дорос я!

    Однако ошибаетесь Вы,Denny!Ни меня,ни,как мне кажется,Л.С.Клейна не клинит на Гумилёве.Мне Гумилёв,как позапрошлогодний снег.Клинит,по Вашему выражению,его фанов.В том числе и тех,которые не склонны признавать себя фанами.

    Я думаю Вы ошибаетесь пытаясь разделить личную жизнь и профессиональную деятельность Гумилёва.Это вещи взаимосвязанные.Может сказывается Ваша профессиональная деятельность?Методология естественника?

    P.S.Не могу понять чем Вам не понравился фразеологизм «как в воду глядел»?Смысл его очень прост:словно знал заранее,словно предвидел.И ведь я оказался прав!

  8. Анатолий:20.06.2013 в 11:59 Действительно не доросли. Клейн всего лишь несколько удивился, что я не фанат Гумилева. А Вас клинит не по детски. Вы просто заранее объявили, что все, кому не нравится статья Клейна, фаны Гумилева, обижающиеся за своего кумира. Это очень напоминает позицию наших властей, объявляющих, что все несогласные с текущей политикой — суть враги России. В том числе и те, которые не склонны признавать себя всякими иностранными агентами.

    Это такая концепция из двух пунктов: (1) я прав (2) если я не прав, то см. пункт 1.

  9. Denny:
    20.06.2013 в 12:26

    1.Разрешите полюбопытствовать,Denny,из чего вытекает,что меня клинит не по детски?Может из этого:»Мне Гумилёв,как позапрошлогодний снег»?

    2.И позвольте,Denny,узнать где Вы увидели это моё «объявление»:»Вы просто заранее объявили, что все, кому не нравится статья Клейна, фаны Гумилева, обижающиеся за своего кумира.»?

    3.И почему Вы не ответили ни на один из заданных мной вопросов?

    4.Моя концепция содержит на один пункт больше,чем Вы мне приписал и выглядит она так:1.я прав,2.я не прав,3.по фиг прав я или не прав.

    И всё-таки я,как в воду глядел:
    Анатолий:
    19.06.2013 в 19:47
    Насколько я понимаю фанатичная часть поклонников Льва Гумилёва не остановится на «достигнутом» и продолжит «дебаты»,т.е. «наезды» на Л.С.Клейна.

  10. Нет, Денни, прав/не прав — это всё отговорки. Думаю, что прав всё-таки Анатолий: в Вашей позиции сказывается Ваша естественнонаучная профессия. Вы приучены строго разделять идеи человека и его личную жизнь, и попытки их связывать Вы считаете не этичными, даже очень эмоционально возмущаетесь по этому поводу. Для гуманитариев нет такого постулата, особенно ныне. Было такое течение, но оно узкое, не общепризнанное (французские постструктуралисты). Для гуманитарной традиции свойственно разделять только оценку — она должна основываться на самих идеях и их доказательствах. Но коль скоро речь заходит о происхождении идей, об истории науки, то антропологический подход требует именно связывать идеи с личностями, персоналиями, их бытом, их связями, в том числе личными. Я уже доказывал Вам, что в сугубо интимную сферу в данном случае не вторгаюсь (хотя в науке и это не исключается), неприглядных фактов не ворошу, за исключением имеющих общественную значимость. Те факты, которые Вы почему-то считаете неприглядными, я таковыми не считаю и имею на то основания. Поэтому с моей стороны инсинуаций нет. А с Вашей?
    Мне жаль, что Вы, человек явно здравый и образованный, заняли столь узкую позицию, совпадающую с позицией адептов культа, и готовы обзывать ослами всех, кто ее не принимает.

Comments are closed.

Оценить: