При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.
Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:
«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. «Он провалился в себя», — замечала она, или: «Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина»» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).
Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!
Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.
Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.
Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».
Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы «р»… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.
Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.
Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:
«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: «Эврика!» Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в «Крестах» под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.
О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.
Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.
Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.
Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…
Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».
Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.
Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.
Фото с сайта gumilevica.kulichki.net
1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.
» Но коль скоро речь заходит о происхождении идей, об истории науки, то антропологический подход требует именно связывать идеи с личностями, персоналиями, их бытом, их связями, в том числе личными.»
Пусть так, но Вы это сделали явно «неудачно», оскорбительно и мерзко, чем и вызвали массу недовольства. Обсуждая такие темы надо быть явно более корректным как минимум.
ЛСК: 20.06.2013 в 15:20 Ну я же сразу написал, что «ослов» не надо понимать буквально. Ей-богу, и в мыслях не было обзывать Вас. Уж если бы считал Вас ослом, то не вступал бы в разговор вообще, чесслово.
Мне не понятно, в чем Вы пытаетесь меня убедить? Вы ничего не видите неэтичного в своем тексте. Это понятно, и вашего права так считать я не отрицаю. Я совершенно не стремлюсь убедить Вас покаяться и посыпать голову пеплом. Просто мое восприятие отличается от Вашего. Ну что тут такого? Это различие может быть следствием иного личного опыта, научной специализации и пр. Широта или узость позиции, границы этически допустимого — вещи относительные. Ваши — явно шире моих. Давайте не будем играть в слова. Неинтересно. Ибо «широту позиции» можно запросто назвать «чувством вседозволенности». Термин зависит … от позиции. Я убежден, что во многих случаях «широта позиции» не будет Вами расцениваться как положительное явление. Так зачем Вам нужно обратить меня в свою веру?
«Для гуманитарной традиции свойственно разделять только оценку — она должна основываться на самих идеях и их доказательствах.» Это вполне понятно. И не только гуманитарию. Об этом и речь. «Под нарами» Гумилеву пришла в голову некая идея. Да, эта идея не была воспринята и (тут я вполне полагаюсь на Вас) оказалась ложной. Но ведь ровно в тех же обстоятельствах ему (как и любому другому) могла прийти в голову идея, которая оказалась бы верной, была воспринята и вознесла бы его на вершины, совершила переворот в науке и пр и пр. И ровно так же правильные и неправильные идеи приходят людям в головы в самых разных обстоятельствах. В истории науки полно самых разных примеров.
То есть правильность и неправильность идеи не связаны с личной жизнью. Личная жизнь с ее обстоятельствами может влиять (и несомненно влияет) на характер человека, его взаимоотношения с окружающими, амбиции и пр. Но не на правильность идей.
«Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни.»
Вот если бы не этот пассаж, я бы отнесся к тексту иначе. Просто описание малоизвестных публике подробностей жизни человека.
Владимир:
20.06.2013 в 17:02
Владимир даёт Л.С.Клейну урок вежливости!Хе-хе!
И почему мне вспоминается Иван Андреевич Крылов?»Слон и…» кто-то маленький.Не помнюкто!
Denny:
20.06.2013 в 17:36
«Личная жизнь с ее обстоятельствами может влиять (и несомненно влияет) на характер человека, его взаимоотношения с окружающими, амбиции и пр. Но не на правильность идей.»
Поскольку,Denny,Вы упрямо повторяете ту же ошибку не обращая внимания на «в Вашей позиции сказывается Ваша естественнонаучная профессия. Вы приучены строго разделять идеи человека и его личную жизнь» ,то назревает следующий вопрос:»Denny!Вы позитивист?»
Анатолий: 20.06.2013 в 17:52 Вас снова клинит на том же. Сначала Вы пытались свести вопрос к фанатам Гумилева. Теперь Вас тянет перевести мое с Клейном противоречие в плоскость вечного и тупого спора естественников и гуманитариев. Еще и позитивизм приплели. Вы вообще можете без штампов вести разговор? Если Вам так уж жизнь не мила без соответствующего штампа, ради бога, назовите меня позитивистом. Только успокойтесь. А вообще я очень люблю высказывание естественника Эйнштейна «Imagination is more important than knowledge. The knowledge is limited while imagination encircles the world»
Denny:
20.06.2013 в 20:49
1.Видите ли,Denny,сказать «клинит» и доказать — это несколько разные вещи.
2.Сказать,что я пытался свести вопрос к фанатам Гумилёва и доказать — это опять же несколько разные вещи.
3.Речь,дорогой Denny,не о споре (который Вы почему-то называете тупым) естественников и гуманитариев.Речь о различной методологии!Вынужден повторить:»Я думаю Вы ошибаетесь пытаясь разделить личную жизнь и профессиональную деятельность Гумилёва.Это вещи взаимосвязанные.Может сказывается Ваша профессиональная деятельность?Методология естественника?»
Где Вы видите,дорогой Denny,вечный и тупой спор естественников и гуманитариев?О том же написал Вам и Л.С.Клейн:»в Вашей позиции сказывается Ваша естественнонаучная профессия.»Позволю себе,дорогой Denny,ещё одну цитату:»Первое условие всякого рабочего метода в естественных науках – возможность проведения четких разграничительных линий между одним фактом и другим. Они не должны перекрещиваться.» В истории не так!
4.Позитивизм я не приплёл,а просто спросил у Вас:»Denny!Вы позитивист?» А Вы почему-то так нервно отреагировали?!
5.Я не собираюсь называть Вас позитивистом!Я вообще никак не собираюсь Вас называть.Мне была интересна Ваша самооценка.
6.Об Эйнштейне:вы считаете,что каждое высказывание Эйнштейна истина?Если да,то я начинаю сомневаться в том,что Вы физик.К тому же в Вашем изложении цитата неполная.»В своем воображении я свободен рисовать как художник.»Однако представьте себе,что ничего толком не зная о Гумилёве я,вместо того,чтобы, как Л.С.Клейн, точно и доказательно нарисовать его образ,начну свободно рисовать.
Дорогой Denny!Хочу заметить,что не стоит Вам вести себя так агрессивно!Вы не на войне!Уважайте пожалуйста оппонентов.Ну хотя бы тем,что сначала ВНИМАТЕЛЬНО читайте то,что они Вам пишут,затем хорошо подумайте, а затем уж отвечайте.
Кстати,вы так и не ответили ни на один мой вопрос!
Денни, я понимаю, ослом Вы обозвали не меня (нет претензий), а публику, наставившую лайков не там, где Вы ожидали.
Что до нашего спора, то он свелся к маленькому-маленькому расхождению. Один-единственный мой пассаж Вас раздражил, и Вы обвинили меня в инсинуациях и т. п. «Мифы, созданные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека…» и т. д. Да, я так считаю и привел свои основания. Эти основания Вы объявили «ворошением грязного белья», «оскорблением» и т.п. — как я показываю, совершенно неправомерно. А так как Вы действуете не в пустом поле, а в поле заполненном адептами культа Гумилева, то не удивляйтесь, если и Вас принимают за одного из них. Вроде того же Владимира, считающего мою статью «оскорбительной и мерзкой» — с ним мне спорить не о чем. Ему что ни доказывай, он оскорблен, разгневан и никаких доказательств слушать не желает. Это его проблемы. А с Вами спор шел о логике и этике и свелся к одному пункту. Теперь мне остается доказывать всего ничего. Возможно, Вы сами найдете свою ошибку.
Почему я не хотел бы оставлять Вас в неверном представлении и отягощенным «инсинуациями», высказанными мне? Из уважения к Вам. «Право» на это у Вас, конечно, есть, а оснований нет.
Лев Николаевич а Владимир с Вами не спорит, он заметил и поставил на вид, то, что Ваша статья как минимум -провокационная, а провокация заключается в унижение другого человека. Что поделать, возможно Вы не хотели, у Вас так получилось и мне хотелось бы верить в это. Но суммируя комментирующих создается такое впечатление, что Вы перешли некую грань этических норм, не зависимо от Вашего желания или не желания. В подтверждении моих слов достаточно просто подсчитать комменты и если их будет хотя бы треть это уже подтверждает мои слова…
Владимир:
20.06.2013 в 22:29
Володя!Я понимаю,что Льва Самуиловича вы назвали Львом Николаевичем из чувства глубочайшего к нему уважения.Нужно было и фамилию Толстой добавить, а то как-то неудобно получилось.
Но,Володя,в приличном обществе за искажение имени — отчества канделябролм бьют!
Да, прошу прощения, Лев Самуилович, конечно!