Взгляд на поле с другой планеты

Спортивная тема в нашей газете редкость. Но — случается. В этот раз даже небольшая дискуссия получилась. Наш постоянный автор Лев Клейн, по-видимому, умеет интересно и небесспорно высказываться на любую тему. В своем материале он отражает отнюдь не редкую точку зрения «партии нелюбителей спорта». Ему оппонирует Илья Мирмов, один из наших основных кураторов этого, не совсем обычного для ТрВ-Н направления.

Когда я выступал в дискуссии против антинорманизма в 1965 г., нашу позицию активно поддерживала пожилая сотрудница Института археологии Гали Федоровна Корзухина, внучка знаменитого русского художника. Во время дискуссии аудитория была битком набита, а Гали Федоровна была женщиной тучной, и, чтобы проложить нашей союзнице путь к кафедре, пришлось тянуть ее спереди и подталкивать сзади. Она была крупным и смелым ученым, специалистом по древнерусскому искусству. Жила она рядом с Институтом, на Дворцовой набережной. Страдающая сердцем и задыхающаяся (умерла около четырех десятилетий назад), при жизни она, однако, живо интересовалась футболом, знала состав всех команд и неукоснительно следила за таблицей игр1. Не бывая на стадионе и, разумеется, не участвуя лично ни в каких спортивных состязаниях, она удачно предсказывала результаты матчей2.

Для нее это было просто любопытным применением своих аналитических способностей. Таким же, как привычка следить за проплывающими мимо окон баржами и пароходами. Она точно знала их расписание и узнавала их по гудкам.

Но чем она отличалась от тех болельщиков, которые массами заполняют прожорливые чаши стадионов, орут и беснуются в них, охраняемые тысячами сотрудников Министерства внутренних дел, или прыгают и ругаются возле экранов телевизоров? Только поведением. Отношения к физкультуре и спорту они точно так же не имеют, как и она3. Учитывая их обычное пристрастие к алкоголю, отношения к физкультуре и спорту у них еще меньше, чем было у нее. Сжигают адреналин — и всё. Футбол для них не физическое упражнение, не спорт, не игра, а просто зрелище. Волнующее, но зрелище. Шоу.

Я пишу эту заметку в продолжение своей статьи в ТрВ-Н № 3(72) за 15 февраля. И тут я перехожу к некоторым общим соображениям, которые невольно напрашиваются, если взглянуть на всё это глазами ученого — или, если угодно, инопланетянина: трезво, объективно и отстраненно4.

Рис. В. Богорада

Почему это всё именуется спортом, непонятно. Спорт — это волейбольная площадка или футбольное поле во дворе, теннисные корты по соседству, куда можно пойти размяться, поддержать форму, укрепить здоровье5. Никакого отношения к здоровью наши стадионы не имеют. Не имеют отношения они и к выдвижению образцов, идеалов для подражания, на что были рассчитаны олимпиады в древности. А наши нынешние олимпиады и чемпионаты выдают лавры победителей и медали специально натренированным профессионалам, ничего больше не делающим и ни на что более не способным6, до которых в их «спорте» обычным людям заведомо не дотянуться, поэтому они образцами быть не могут. К тому же, хотя официально идет речь только о личном первенстве, от силы первенстве небольших коллективов — команд, на деле всем понятно, что весь пафос победы и весь азарт зависят от соревнования стран, связанного со стимулированием национального патриотизма.

А здесь нас подстерегают два глупейших обмана. Во-первых, подсчет (по крайней мере в России) почему-то ведется по количеству медалей на страну, хотя совершенно очевидно, что это не показывает ни истинного развития данного вида спорта в стране, ни ее реального единства. Разделили Германию надвое — вот и было две не самых сильных команды, а объединилась страна — и команда сразу стала вдвое сильнее7. Что толку сравнивать Россию с Люксембургом? Это несправедливо и неразумно. Надо же рассчитать, сколько побед приходится в среднем на душу населения!

И второй обман — с легионерами. Клубы и сборные команды стран постоянно перекупают друг у друга игроков. Так в чем соревнование? В толщине кошелька? Совершенно очевидно, что если уж соревноваться странам в спорте, то в том, сколько воспитано сильных спортсменов. А это значит, во-первых, допускать к выступлению за страну только ее граждан, а не наемников. Во-вторых, допускать только тех, кто в этой стране родился как гражданин этой страны и в ней воспитан8. В-третьих, отбросить профессионалов, потому что их совершенство не показывает уровня массового спорта9.

Чего, собственно, так обрадовались наши властители и некоторая часть нашего населения от якобы неслыханной удачи — присуждения нам права проведения зимней Олимпиады в 2014 г. и чемпионата мира по футболу в 2018? Что, будет доход от продажи телеинформации об этих событиях? Он вряд ли перекроет расходы на проведение, особенно в нашей стране с ее воровским строительством. Что, много чего из построенного можно будет потом использовать? А разве нельзя это и так построить, без укола сочинской Олимпиадой в одну ягодицу и мировым чемпионатом — в другую? Парализованы, что ли? Еще лучше можно — не ограничиваться спортивно-зрелищными объектами — гостиницами да фуникулерами и гигантскими стадионами, а сначала построить что-нибудь понужнее — больницы да роддома, терминалы и детские сады, дороги, дороги, дороги и жилые дома10.

И уж вовсе превосходит всякое трезвое понимание страсть выбрасывать сумасшедшие деньги на иностранных тренеров да умельцев забивать голы — каждому ведь платят в год суммы, на которые можно пол-истребителя построить или научно-исследовательский институт содержать. Я уж не говорю о больных детях, на лечение которых ежедневно радио просит милостыню у слушателей, поскольку у государства нет денег на дорогостоящее лечение. Знаю, что мы тут не одни — за границей звездам футбола платят не меньше. Но это страны, где медицина на уровне (куда ездил лечиться наш патриарх), где люди обеспечены жильем не в пример нашему, где дороги построены век тому назад, где есть промышленность, где делают автомобили и компьютеры. Всё равно бросать деньги пачками в жерло этой шоу-индустрии глупо (глядя с другой планеты), но хоть есть лишние деньги на глупость. Могут себе позволить. А нам это непозволительно.

Было бы не жалко, если бы эти деньги шли на укрепление здоровья молодежи, на истинный спорт и физические упражнения (хотя и умственные упражнения не менее важны). Так ведь не на это и не на то.

Гали Фёдоровна упражняла свои аналитические способности, подсчитывала пенальти и голы, получала отвлечение от серьезного изучения древнего искусства, никого не беспокоя и совершенно бесплатно — так же, как следила за графиком движения судов по Неве (впрочем, эта ее привычка была рискованной — за -просто могла бы схлопотать обвинение в шпионаже). Но получала за свои основные труды (признанные в науке классическими) сущие гроши — в сотни и тысячи раз меньше, чем молодые парни, послушные тренеру и исключительно метко бьющие ногами (и иногда головой) по мячу11.

Лев Клейн

* * *

Взгляд на поле с этой планеты

Лев Самуилович, как всегда, дискуссионен. И порой, как у любого страстного спорщика, его эмоции всё же перехлестывают. Настолько, что захотелось написать комментарий.

Пойдем прямо по тексту (см. сноски).

1. Совершенно очевидно, что наш уважаемый автор спорт любит, мягко говоря, не очень и, видимо, поэтому не слишком желает вникать в нюансы. А всё-таки для ученого точность терминологии — одна из базовых составляющих. Таблица бывает «турнирная» или «итоговая». У «игр» бывает, например, расписание.

2. Точность «предсказаний» результатов матчей, как показывает практика, никак не связана ни с аналитическими способностями, ни даже с уровнем профессионализма «предсказателя». Лучшим «предсказателем», с точностью, превышающей 90%, был, как известно, осьминог Пауль (видимо, по логике Льва Самуиловича, морские головоногие обладают невероятной компетентностью в футболе). Зато носящий титул «короля футбола» Пеле прославился тем, что едва ли не все его прогнозы оказывались неверными…

3. Традиционное для «неболельщика» и совершенно не верное обобщение. Я и сам не в восторге от явления «спортивного фанатизма», но в данном случае смею утверждать, что не менее 90% товарищей, посещающих стадион, в той или иной степени сами занимаются спортом — именно в том «любительском» понятии, о котором ниже упоминает наш уважаемый автор (сноска 5). Как водится, смешивая при этом понятия «спорта» и «физкультуры». Спорт, безусловно, занятие для избранных, пользующееся, тем не менее, огромной популярностью у народных масс как зрелище.

4. А вот как раз «трезво, объективно и отстраненно» взглянуть на проблему у Льва Самуиловича не получается. Превалирует подход не научный, а самый что ни на есть эмоционально-пристрастный.

6. Не аргумент, извините. С тем же успехом аналогичный упрек можно инкриминировать, например, Григорию Перельману. Выдали, понимаешь, миллион долларов («лавры победителя и медаль») специально натренированному профессионалу, ничего больше не делающему и ни на что более не способному (кроме как решать застарелые научные головоломки), до которого в его «спорте» обычным людям заведомо не дотянуться.

7. Говоря словами автора, «глупейший обман». Сборная отдельной ГДР почти на равных конкурировала с объединенной командой СССР по общемедальному зачету. После объединения Германия стала, как ни странно, слабее (в том числе и потому, что отказалась от многих продопингованных восточно-германских спортивных методик).

8. Ну очень сильно перепутаны понятия клубов и сборных. В сборных количество так называемых натурализованных спортсменов не превышает нескольких процентов. А вот клубы, практически в любых видах спорта, без достаточного числа сильных легионеров элементарно недееспособны в смысле стоящих перед ними задач (побед на радость зрителям и во славу хозяев).

9. Про «спорт и физкультуру» повторяться не буду. А по сути Лев Самуилович предлагает ввести «запрет на профессию» для громадного количества людей. Увы, недемократично! Спортивный профессионал не менее компетентен, чем любой другой, и имеет все гражданские права.

10. Большая и больная тема, требующая не одного десятка публикаций. Странно только то, что за совершенно ненужные, по мнению нашего уважаемого автора, мероприятия буквально дерутся во всем мире. Даже те страны, которые в общем-то не отличаются «воровским строительством» и обеспечивают своим гражданам вполне сносный уровень жизни. И очень страшно огорчаются эти страны, когда проигрывают: Англия, например, оставшаяся без ЧМ по футболу, и немецкий Мюнхен, не получивший зимнюю Олимпиаду 2018 г. А «дороги, дороги, дороги», думаю, построят даже и в России. Зато их вряд ли бы построили, не будь у нас Олимпиады и ЧМ, в чем спорт, кстати, совершенно не повинен.

11. А вот здесь я готов присоединиться к Льву Самуиловичу и потребовать, чтобы зарплату научных сотрудников приравняли к зарплате футболистов хотя бы первой лиги. Одно, правда, у меня сомнение: будут ли на наши эксперименты по измерению потока солнечных нейтрино смотреть десятки тысяч зрителей, выкладывая по несколько десятков у.е. в твердой валюте за каждый ежемесячный цикл измерений?

Илья Мирмов,
немножко ученый, болельщик, спортсмен-заочник

2 комментария

  1. После такой двуглавой дискуссионной статьи хорошо бы голосовалку поставить, просто просится. А то так и осталось неясным, кто ближе к истине. По мне — Клейн, однозначно. Он и ярче и убедительней.
    ВК, ученый и физкультурник.

  2. Непонятно, чему удивляется автор, уважаемый историк.
    Так было всегда. Строительство и содержание ипподромов и колизеев требовало сумасшедших денег и было всегда оправдано «общественными интересами». А в результате возникали партии ипподрома/цирковые партии/димы, с которыми императорам было не так уж легко справиться. То, что так происходит и в наши дни, скорее говорит об интересном социальном явлении более общего порядка, нежели особенности здесь и сейчас. А то, что общество наше примитивизируется, это даже и обсуждать не надо.
    С уважением, читатель троянца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: