Как раньше люди жили?!

Иногда, рассказывая сыну о «временах былых и славных», я вдруг обнаруживаю, что он не понимает сути (смысла, юмора) моих притч и басен. Отчасти оно и к лучшему, что нынешние 20-летние не застали многого из доставшегося на нашу долю и уж тем более на долю наших отцов и дедов. Россия при всех ее недостатках все-таки относительно современная страна. Или скажем так: всё, присущее цивилизованному миру, у нас есть.

Интернет у нас тоже есть. И порой, особенно нашим детям, кажется, что был всегда. А ему-то всего лишь 20 лет! Лично я считаю, что это выдающееся достижение, перевернувшее ход истории. Не буду вдаваться в подробные доказательства очевидного, изложу некое соображение, даже еще более глобального характера (хотя, казалось бы, что может быть глобальнее Интернета?).

Если почитать многие-многие фантастические произведения, начиная с конца XIX и до 70-х годов прошлого века, то обнаруживается интересная особенность. По мысли практически любого автора-футуролога, человечество через 30-50 лет (с момента написания «научно»-фантастического произведения) обживет Луну, еще через десяток лет долетит до Солнца (пусть и ночью, чтоб не сгореть!), а уже через век, максимум — другой, будет шляться по галактикам, как новый русский по своему коттеджу. И при этом все самые передовые космонавты, астронавты, галактонавты и прочие путешественники в пространстве отчеты о своих похождениях пишут ручкой! В лучшем случае — при помощи некоей сложной и громоздкой «электронно-печатной машины».

То есть все профессиональные предсказатели по сути ошиблись с магистральным путем развития цивилизации. Слишком многого ждали от реальности, недооценивая или даже не представляя виртуальность. Но выяснилось, что при существующем, и даже прогнозируемом лет на 50 вперед, уровне технологий практически невозможно летать в атмосфере быстрее 4-5 М, левитировать невозможно вообще, а продолжительность маршрута и стоимость экспедиции даже до близлежащего Марса делает путешествие туда человека занятием почти бессмысленным.

Зато каких глубин виртуальности удалось достичь нашей цивилизации за последние считанные десятилетия! В этом направлении мы действительно продвинулись наиболее существенно. Настолько, что всякие там «Матрицы» и «Лабиринты отражений»* если и кажутся фантастикой, то уже вполне научной.

Во многом виртуальность и современная связь стала для мира тем же, что и военная промышленность в 1920-50-е годы — локомотивом прогресса всей цивилизации. На развитие этих двух направлений работают лучшие умы и тратятся огромные средства. Но вот что характерно: если военные расходы люди оплачивали опосредованно и где-то даже насильно (через налоги и государственное принуждение), то за виртуальность и связь мы платим непосредственно и с удовольствием — покупая все новые изделия и услуги.

Как и всякая новая область развития цивилизации, WWW прошла путь от не совсем понятной игрушки для избранных до неотъемлемого предмета домашней обстановки. Уровень образования и интеллект, пожалуй, лишь обеспечивают гораздо больше возможностей для использования Интернета. Но это, впрочем, правило без исключений для любой стороны человеческой деятельности. Ученый делает при помощи Интернета всё то же самое (ничто человеческое, как говорится, не чуждо!), что и кочегар в котельной. А вот обратное утверждение верно далеко не всегда.

В нашей лаборатории, помню, Интернет сначала появился в виде электронной почты на одном, специально выделенном компьютере у руководства. У всех сотрудников стояли 386-е машины, а это была «четверка» и гордо именовалась сервером. Допуск к почте осуществлялся путем личного распоряжения шефа. Писать, правда, нам, рядовым сотрудникам лаборатории, было особенно некому. Разве что коллегам по российско-американской коллаборации. Но, как выяснилось много позже, почти все тайком разослали свои резюме в забугорные научные центры. А что вы хотите — на дворе стоял 1993 год, и будущее молодых ученых виделось если не в мрачных, то в мутных тонах.

Так же, как и многие, наша лаборатория прошла все ступени развития Интернета — модемные соединения на 28 К, раскиданные по ПК выделенные линии, оптоволокно, подсоединенное к мощному и емкому лабораторному серверу с разводкой во все мыслимые точки. Прошли мы и через контроль количества и содержимого трафика. Стыдно сказать, но кое-где у нас в Институте таковой сохраняется.

Сейчас уже, конечно, нелепо спорить на тему: Интернет — это добро или зло. Разумеется, это всего лишь инструмент. И как всякий инструмент, в умелых и добрых руках он играет одну роль, а в корявых и злых — прямо противоположную. Но одно я знаю точно: почти везде в институтах выпадение из Интернета даже на несколько часов сродни отключению электричества или водоснабжения. На работе просто становится нечего делать…

Илья Мирмов

* Культовые произведения по теме «искусственной реальности», фильм братьев Вачовски и трилогия повестей Сергея Лукьяненко.

4 комментария

  1. Как: экспедиции даже до близлежащего Марса делает путешествие туда человека занятием почти бессмысленным.

    Слово «почти» — лишнее. Пара, тройка хороших автоматов и главный вопрос — развивалась ли на Марсе когда-то жизнь, будет решен. А вот освоение пустыни Сахара и др. — это действительно цель.

  2. «Интернет у нас тоже есть. И порой, особенно нашим детям, кажется, что был всегда.»

    Мой 19-летний сын как-то меня спросил, в какие компьютерные игры мы играли в детстве. Спасибо за статью.

  3. Я как промежуточное недостающее звено между обезьяной и компьютерной мышью (ибо мне стукнуло 31) ещё помню ДВК. И помню, в какие компьютерные игры на них играли: одна называлась «Вертолётик» (там нужно было попеременно сбивать ракеты и спасать человечков), вторая была чем-то типа лабиринта, где надо было собирать какие-то штучки. Впервые увидела компьютерную игру на уроке информатики году этак в 1990-м. С той поры меня так никому и не удалось приобщить к компьютерным играм, какая бы продвинутая там ни была графика. Для меня они так и остались мутотенью, связанной с уроками информатики. Мне просто было жалко тратить свою драгоценную жизнь на такое занятие. Единственное, во что изредка поигрываю — это LINE (для тренировки мозгов). Была такая игрушка в середине 90-х. Но, к сожалению, он писался под DOS и в современных версиях Windows работает из рук вон плохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: