Уважаемая редакция!
Одной из загадок общественного бытия, постоянно мучающей пытливые умы, является проблема августовских неурядиц и катастроф. Хорошо известно, что в августе в России практически обязательно случается что-то плохое: происходят путчи, и горят губительные пожары, вторгаются банды террористов, и тонут подводные лодки, огонь уничтожает телебашни, а вода губит людей на электростанции. Не говоря уже о всевозможных дефолтах. В общем, как выразился известный публицист, «август — месяц русских мучений, тревог и бед».
Никакого общепринятого объяснения этого феномена нет. Некоторые даже считают, что и самой загадки августа нет, — мол, на фоне политического затишья любая катастрофа и беда привлекают усиленное внимание СМИ. Я так не думаю, конечно, почему — смотрите выше: множество трагических и судьбоносных событий случилось в России именно в августе.
И кто как, а я лично для себя вижу совершенно четкое объяснение августовского феномена — пагубное безначалие. Ведь именно в августе многие высокие руководители, что уж скрывать, уходят в отпуск, и направляющее усилие начальственной мысли слабеет. А без начальственного надзора в нашей стране — никуда. Вот и используют это время для своих бесчинств путчисты, террористы и стихийные бедствия. Начиная с ГКЧП: уехал Горбачев в отпуск — и началось.
Раз имеет место подобный эффект, то, наверное, должен наблюдаться и противоположный: как только где нарастает напряжение начальственной мысли, там дела сразу должны идти на лад и в гору. И, действительно, так оно и происходит!
Самый свежий пример. Совсем недавно Владимир Владимирович Путин посетил раскопки в Фанагории. Места издревле людьми населенные, как отметил премьер: «работа подобного рода, объекты подобного рода показывают, насколько глубоки культурные корни нашей страны. Ведь смотрите, греки здесь жили, потом каганаты, потом адыги и черкесы пришли, краешком прошлись, потом турки, потом Россия опять вернула эти территории».
Посетил Путин раскоп — и сразу открытие: опустившись на дно морское, на глубине два метра премьер-министр обнаружил две древние амфоры! В неплохом, говорят, состоянии, только битые. А далее любимый руководитель продемонстрировал рачительный подход к научным исследованиям. Увидев у студента в руках еще одну амфору, он поинтересовался у того: «А винца там нет?» Таким образом, национальный лидер зримо показал научному сообществу, что, совершая научные открытия, нельзя забывать о практически значимых, понятных людям вещах.
То есть, с одной стороны, есть общее видение смысла работ: «археологические раскопки — это осознание наших собственных корней, осознание того, кем мы являемся на самом деле. А когда мы это понимаем, нам легче сориентироваться и в сегодняшнем пространстве, времени и посмотреть в будущее». С другой — мысли о земном: о музеях и инфраструктуре, частно-государственном партнерстве и вине в амфоре.
Такова сила руководящей и направляющей мысли: зажглась она — и открытия сразу происходят, и вопросы решаются, и народ доволен. А если не горит, тлеет, то беда — наступает очередной август.
И вот что я думаю в этой связи: а не ввести ли нам законодательный запрет на выход начальства в отпуск в августе? Нет, конечно, двух основных национальных лидеров ограничивать нельзя: сияние их начальственного разума пробивается из самых отдаленных резиденций на Черноморском побережье, и необходимо им давать отдыхать, слишком их здоровье важно для народа.
Но начальство, мысль которого сияет не так отчетливо, не должно в массовом порядке покидать в августе своих руководящих мест; наоборот, все начальники как один должны в это время быть на посту. Не только министры, но и директора, и ректоры — а что, зря они себе что ли за правильное руководство миллионные надбавки выписывают? Вот и пусть сидят. А мы с вами тогда будем открывать свои амфоры в августе со спокойной душой, не беспокоясь, что завтра где-то полыхнет.
Ваш Иван Экономов
Сдаётся мне, что амфоры положили в то место вовсе не греки. Это скорее напоминает охоту Хрущёва на зайца, когда заяц после выстрела залезает на дерево.
А вот кто вино выпил, это пусть разберётся ФСБ.