Уважаемая редакция!
На прошлой неделе по страницам газет и газетенок пробежала новостишка о том, что в каком-то там закордонном рейтинге мой родной университет им. М.В. Ломоносова занял 112-е место, покинув сотню ведущих университетов мира (в прошлом году он занимал 93-е место). И пошла зубоскалить губерния — падение, мол, уровня образования и все такое… Выпал, понимаешь, университет из сотни. Мозги выпали у вас, коллеги, вот что я вам скажу.
Граждане-коллеги, ну какое падение уровня образования, о чем вы? Только в прошлом году правительство утвердило программу развития МГУ, лично Владимир Владимирович оценил ее как важный документ, который предполагает внедрение самых современных научных средств и методов в образовательный процесс. Наш бессменный лидер и корифей Виктор Антонович Садовничий по-прежнему впереди, на лихом коне. О каком упадке может идти речь в таких условиях? Только об ускоренном развитии!
Задумайтесь, люди: если звезды зажигают — значит это кому-то нужно. Так и с рейтингами. Причина появления подобных клеветнических рейтингов видна даже из комментариев экспертов: «Подавляющее большинство компаний, набирая себе персонал или направляя людей на учебу, доверяет этим рейтингам». В этом-то и дело: идет ожесточенная борьба за рынок образовательных услуг, и есть стремление вытеснить с него Россию, показать всем, что наша наука, давшая миру Менделеева и Павлова, Колмогорова и Ландау, и высшее образование, позволившее нам первыми послать человека в космос, выдохлись и деградировали. Все это, конечно, является частью глобального плана по низведению России до уровня сырьевого придатка стран Запада, с чем всеми силами борется наше любимое руководство, толкающее нас на путь инновационного развития и экономики знаний.
Присмотритесь внимательно: как только рейтинг составляется с объективными целями, без желания кого-то куда-то привлечь и кому-то что-то показать, то результаты сразу получаются совсем другими. Вот, помню, пару лет назад в составленном российским агентством «РейтОР» рейтинге лучших вузов мира МГУ занял 5-е место. Только у нас в моде низкопоклонство, об этом мало кто помнит и знает — все больше ориентируются на западные рейтинги и показатели.
И я считаю, что настала пора положить этому конец. Мы ничем не хуже их: у них индекс цитирования от Thomson Reuters, а у нас агентство «РейтОР» и Российский индекс научного цитирования. У них PNAS, а у нас ДАН. У нас, вообще, Президиум Академии наук есть — там такие матерые ученые собраны, что никаким вопросом их не пропетришь, сколько бы журна-люги ни пытались уткнуть их в Петрика.
Более того, мы не просто не хуже — мы гораздо лучше! Сами подумайте. Где, в какой стране, возможно такое буйство нано-когнитивной революции, какое творится у нас в Курчатовском институте, колыбели и цитадели нашего научно-технологического лидерства? Где вливаются такие деньги в роснано-технологии и города Солнца в расчете на то, что русская птица-тройка, наконец, помчится и унесет нас на первые места по уровню инновационного развития. Нигде нет такой безудержной удали и безоглядного размаха, как у нас, нигде, уверяю вас.
Поэтому я предлагаю решительно и бесповоротно отказаться от импортных кривых зеркал и обратиться к нашим родным, прямым и честным, как Центральная избирательная комиссия, зеркалам. Означает это следующее: даешь учет только российских рейтингов, только публикаций в российских журналах, только цитирований в них, только российских патентов и т.д. В этом, и только в этом, случае мы сможем, наконец, до конца осознать нашу подлинную силу и наше истинное величие.
Предчувствую вопросы со стороны коллег: а что же делать с зарубежными учеными — они ж не все по-русски читать умеют. Что ж, донести информацию о наших достижениях до зарубежных коллег — дело благородное, не спорю, этого никто не запрещает, если речь не идет о достижениях секретной науки. Можно заниматься этим в свободное от работы на свою страну время — из патриотических побуждений. В конце концов ученым можешь ты не быть, а гражданином быть обязан, так что за кордон следует давать что-то только по остаточному принципу.
Ваш Иван Экономов
Плохому танцору зеркало мешает.
Дела действительно плохи, если сотрудник МГУ способен на такие перлы.