Некоторым людям удается получать деньги за свое субъективное мнение. Если мнение стоит больше тысячи рублей,то его обладатель называется колумнистом. Если меньше, то он называется участником фокус-группы. Во втором случае несколько дешевых мнений суммируются и превращаются в одно дорогое маркетинговое исследование, из которого производитель узнает, что в рекламе бульонного кубика обязательно должна присутствовать мать семейства, товары для девочек должны быть розовенькими, а научно-популярная программа не должна быть длиннее 25 минут.
Результаты маркетингового исследования — это вполне скучная и предсказуемая вещь, но вот при чтении исходников можно узнать что-то интересное. Например, когда на растерзание фокус-группе отдали программу «Прогресс», один из участников отметил, что программа о науке должна быть такой, чтобы было о чем рассказать приятелям за пивом.
Я последнее время много думаю об этом замечании. Сначала оно меня возмущало. Потом я решила, что человек абсолютно прав: сама по себе новая информация не представляет для нормального зрителя ценности, ее и так слишком много, и, значит, чтобы ее эффективно продавать, ее нужно заворачивать в привлекательную упаковку — например, в повышение ценности потребителя программы как собеседника. А теперь я не знаю, как относиться к пивной популяризации, потому что эта правильная идея катастрофически снижает возможный круг тем.
Четкое указание на ситуацию (распитие пива) подразумевает, что научный факт должен быть связан с повседневной реальностью, и еще — что он должен быть легким для понимания, запоминания и пересказа. С первым пунктом особенных проблем не возникает: естественные науки обычно связаны с реальностью, а вот второй заставляет отсекать множество отличных исследований.
Например, вот такое приближенное к жизни наблюдение: если курить под форточкой, то летним днем дым выходит на улицу, а ночью, наоборот, его задувает в комнату. Прекрасный факт, но что с ним делать? На моменте логического перехода от разности температур к разности давлений воздуха снаружи и внутри дома любому слушателю становится невыносимо скучно, потому что когда-то в школе были какие-то изотермы и изобары, и как хорошо, что их удалось сдать и забыть.
То же самое с MHC-генами. Я недавно прочитала в ЖЖ вдохновенную запись о так называемой химии любви. Автор приводил примеры из жизни и литературы об удивительном притяжении между некоторыми людьми и о том, какие хорошие дети у них рождаются. Из двух тысяч читателей блога никто не написал комментарий о том, что это явление изучено в биологии. Потому что, хотя сам интересный факт можно пересказать одним предложением — «чем приятнее запах партнера, тем здоровее будут дети», его объяснение подразумевает целый абзац информации о том, что есть такие белки главного комплекса гистосовместимости, что они расположены на всех клетках, что они занимаются презентацией антигенов и что они кодируются большим количеством генов, и хорошо бы, чтобы от родителей ребенок унаследовал разные, а не одинаковые варианты. Нормальный человек, опять же, теряет интерес на слове «гены», потому что они ассоциируются у него исключительно с морщинистым горошком.
Но вообще-то хорошо бы собрать какую-то коллекцию научных фактов, которые и связаны с жизнью, и легки для понимания. Перспективные источники — новости про британских ученых и журнал «Анналы невероятных исследований». Если фактов наберется много, то можно издать целую серию книжек: «Сто научных открытий для пивного бара»; «для виски-бара»; «для семейного застолья с крепкими напитками»; «для романтического ужина с шампанским». Не знаю, повысят ли эти книжки уровень образования людей, но коммерческим успехом они наверняка будут пользоваться. Потому что, как бы людям ни было лень перерабатывать информацию, интеллект продолжает оставаться важнейшим фактором полового отбора. И вот это, кстати, легкий для понимания и связанный с жизнью факт. Его нужно будет вынести на обложку.
Анастасия Казанцева
Вы замечательно пишете, пишите ещё!
>>»Четкое указание на ситуацию (распитие пива) подразумевает, что научный факт должен быть связан с повседневной реальностью, и еще — что он должен быть легким для понимания, запоминания и пересказа.»
Где-то видел статистику комментариев к науч-поп новостям в Сети — наибольшим успехом у публики пользуются статьи, затрагивающие секс, и статьи про астрономию или животных, если они с красивыми картинками. И ещё статьи про дебильные оригинальные открытия «британских учёных».
В принципе почти так и есть. Еще всякая эффектная псевдонаука и, наоборот, ее разоблачение, страшилки разного рода, «загадки древних цивилизаций». Это всем более-менее известно. Еще что-нибудь, связанное с медициной, религией, психологией, национальностью — человека прежде всего волнует он сам, его возможности, опасности, враги… Смерть и любовь, короче.
Впрочем, злоупотребления могут привести к тому, что публика чем-нибудь вконец перекормится и захочет для разнообразия почитать что-то еще.
Не совсем уж близкая аналогия – но нечто общее есть: десять лет назад профессор Оксфордского университета Ллойд Ник Трефетен (Lloyd Nick Thefethen) придумал такую вот книгу (о дифференциальных уравнениях в частных производных), но не для пивной, а для кофейного столика (Coffee Table Book – красиво иллюстрированный том, который лежит на таком столике, чтобы гостям было что полистать). Затея, которую начали реализовывать Трефетен и его коллега Кристине Эмбри (Kristine Embree) состояла в том, чтобы каждый двухстраничный разворот содержал в себе рассказ об одном чем-либо примечательном уравнении (от классических примеров до объектов самых современных исследований) – кратно, как можно более внятно и с яркими и наглядными иллюстрациями. К сожалению, книга закончена не была, и в печати не вышла. Но профессор Трефетен выложил то что было собрано и сверстано в pdf на своем сайте – для свободного скачивания и использования в учебных целях. Так что реально существующую «(Неоконченную) Книгу для кофейного столика о дифференциальных уравнениях в частных производных» (THE (UNFINISHED) PDE COFFEE TABLE BOOK) можно найти по адресу: http://people.maths.ox.ac.uk/~trefethen/pdectb.html
Анастасия, давайте по заказу «пивных королей» выпустим книжку:
— «Этика и нравственность» для алкоголиков,
— «Правила использования огнестрельного и травматического оружия» для пивных посиделок …
Думаю, применение философии маркетинга к популяризации науки — необходимый элемент.
Но мне кажется, маркетинг часто понимается как-то однобоко. Людям нравятся красивые картинки — им их печатают. Надо горячие темы поднять — поднимают без устали. Надо, чтобы за пивом было о чем поговорить? Да, пожалуйста. Если рассказывать о необычном способе размножения жуков, озаглавив это броской фразой… А еще если добавить слова «ШОК» и «СРОЧНО»… Это будет ничем не лучше и не хуже передачи Дом-2. Только героями будут жуки и сороконожки. И о какой же такой популяризации будет идти речь? Это будет иллюзия.
По мне так у популяризации науки три главные цели: 1) развитие мышления людей 2) пропаганда образования и 3) привлечение кадров.
Понимание маркетинга только как удовлетворение клиента — это узко. Мне видится, что более важно в данном случае сформировать клиента. Помочь ему сформулировать свои вопросы и потребности, предложить новые способы достижения его целей. Мне кажется, что необходимо путем простых рассуждений связывать ежедневные потребности и проблемы людей с их способностями творчески и разумно решать задачи из разных областей, с уровнем образования и количеством (и качеством) знаний.
Если мы говорим о молодых людях и о привлечении их в технические и научные отрасли, то следует сперва ответить на волнующие ИХ вопросы. Будет ли им интересно? Будет ли им сложно? Сколько им будут платить? Надо ли будет переезжать с места на место? Каков будет их статус в обществе? Какие карьерные возможности? Какие люди в принципе работают в этих областях? Каковы их ценности и взгляды?
А теперь вернемся к реальности. «Наука это сложно и платят мало» — вот что думают о науке мои знакомые, принимающие решение о жизненном пути. Попробуйте увлечь их размножением жуков, ага. Проблем в жизни у людей, не связанных с наукой, хватает, чтобы научиться думать практично и успешно, пусть и не очень изощренно и логично. А чтобы поговорить за пивом… и без науки предостаточно актуальных тем.
Кому тогда нужна эта популяризация? Популяризаторам? Государству? Ученым? Но не обычным людям, потому что они с трудом находят хоть какую-то пользу для себя в той информации, которую им напихивают научно-популярные сайты и издания.