В этот четверг в Москве состоится акция протеста российских ученых. На митинг выйдут сотрудники академических институтов, преподаватели и научные работники ведущих вузов — все, кому надоело равнодушие правительственных чиновников к проблемам отечественной науки.
Тем не менее, я уверен, что многих из тех, кого всерьез касаются эти проблемы, всё же не окажется 13 октября на Пушкинской площади. Люди будут сидеть в своих лабораториях и тихонько возмущаться действиями властей, обсуждая за чаем с коллегами из соседнего отдела очередные абсурдные постановления, затрагивающие сферу науки и образования.
Оно и понятно: ученые не привыкли ходить на митинги. Большинство из нас «голосует ногами»: каждый новый «удачный» законопроект или «продуманное» решение об очередном «сверхэффективном» способе финансирования науки добавляет к десяткам тысяч уехавших за последнее время научных работников новые и новые сотни недовольных. И тем не менее, я считаю, что нежелание ученых отстаивать свои права в открытых акциях протеста — это свидетельство нашей пассивности, апатии и даже — будем называть вещи своими именами — некоторой трусости.
Ниже я рассмотрю несколько типичных умозаключений «ученого-обывателя» и попытаюсь показать их ошибочность — по крайней мере в отношении данного мероприятия.
«Это не наша акция — мы не знаем, кто ее организовал. А вдруг это люди, преследующие какие-то свои личные цели, а я стану пешкой в их игре?»
Список организаторов акции есть на официальном сайте мероприятия www.dayte-uchenym-rabotat.narod.ru. Поверьте, что все мы — такие же ученые, как и Вы. Да, проведением этой акции мы преследуем свои цели — и это те же самые цели, которых хотели бы добиться Вы, потому что мы тоже российские ученые и проблемы у нас одни и те же: неадекватная политика государства в сфере организации науки и способов ее финансирования.
«Мне лень тащиться в такую даль».
Ориентировочно митинг будет проходить на Пушкинской площади (м. «Пушкинская», «Чеховская»), это центр Москвы. Если Вам лень лишний раз проехать несколько остановок на метро, как же Вы поедете за тридевять земель работать в более благополучную страну, когда еще через пару лет в результате принятия «инновационных» решений заниматься наукой в России станет совсем невозможно? Вам лень прийти на митинг поддержать требования своих коллег по поводу освобождения расходов по грантам из-под действия неподходящего для науки 94-ФЗ? — А Вы не ленитесь несколько месяцев подряд вместо постановки экспериментов заполнять техзаявки на проведение конкурсов для покупки солей и кислот, пипеток и пробирок, десятков расходных материалов и элементарных, даже самых дешевых приборов? Как Вы объявляете аукционы на каждый из приобретаемых реактивов, как Вы пишете обоснования в бухгалтерию вашей организации, почему Вам нужно купить именно этот прибор, а не другой? Вы ленитесь потребовать увеличения бюджета РФФИ— а Вам нравится вместо настоящей работы писать постраничные заявки и трех-сотстраничные отчеты по конкурсам Минобрнауки, которые к тому же никто никогда не прочитает и научную значимость которых Вы сами оцениваете как нулевую?
«Я не участвую в политических акциях».
Митинг ученых не будет политической акцией. Организаторы намеренно не преследуют целей политического характера, об этом прямо сказано на официальном сайте мероприятия.
«Посещением митинга я боюсь прогневать свое начальство. Моего поступка не одобрят, и меня даже могут уволить».
Да, ни для кого не секрет, что пребывание на высоком административном посту порой делает из ученого типичного управленца, больше похожего на чиновника, чем на исследователя. К тому же начальство не бегает с бумажками, не пишет техзаданий и не общается с тендерными комитетами — поэтому часто далеко от наших проблем. Акция инициирована рядовыми научными сотрудниками. Тем не менее руководители научных организаций страдают от непродуманных правительственных решений ничуть не меньше Вашего — поэтому однократное участие их подчиненных в митинге, получившем официальное разрешение, не станет преступлением. Кроме того, если проявлять пассивность, то уже в ближайшие годы Вам самим придется увольняться из отечественной научной организации, так как заниматься наукой в России станет невозможно.
«Я всего лишь студент (аспирант)».
Если Вы хотите после окончания вуза остаться в родной стране и при этом не торговать импортной оргтехникой, а заниматься исследованиями мирового уровня — эта акция касается Вас не в меньшей степени. Тем более что студенты и аспиранты часто являются соисполнителями проектов по грантам и госконтрактам — а значит, Вам небезразличен как вопрос финансирования, так и проблемы забюрократизированности этой области.
«В принципе я поддерживаю, но требования написаны плохо, я бы сделал лучше».
Возможно, Вы правы — хотя в разработке требований участвуют более двух десятков человек разных специальностей, работающих в разных организациях. Однако важен уже сам факт выступления — демонстрация консолидированного мнения ученых по поводу проблем организации отечественной науки.
«Все эти акции бесполезны. Мнение ученых никого не интересует. Наше обращение не будет услышано, а я напрасно потеряю три часа своего времени».
Это неправда. Открытое письмо молодых ученых президенту РФ, собравшее в апреле этого года 3000 подписей, вызвало достаточно широкий общественный резонанс, чтобы к мнению ученых прислушались в правительстве. Результатом было принятие поправок к 94-ФЗ, которые сейчас используются по многих научных организациях при покупках реактивов и материалов на деньги грантов. К сожалению, из-за неудачной формулировки тех поправок бухгалтерии некоторых организаций пока не решились по ним работать — потому-то ученые и добиваются, в частности, принятия новой, более удачной версии.
«Все это глупо. Науку разваливают сознательно, по заказу американцев (варианты: зеленых человечков, членов кооператива «Болото», транснациональной корпорации «ДНК-ПиПи», тайной организации «Мистические Властелины Вселенной» и т.д.)»
Не исключено, что это так. Однако все эти силы (включая зеленых человечков) очень боятся скандалов и шумихи в прессе. Скоропалительное принятие крайне неудачного Закона об образовании в начале этого года удалось остановить именно благодаря масштабному проявлению общественного несогласия. И мы верим, что ученые тоже могут добиться своего, последовательно отстаивая свои права.
«До этого как-то жили, и теперь проживем».
Вы, может быть, и проживете — если научитесь называть научной работой то, что ею на самом деле не является. Но тысячи талантливых амбициозных выпускников вузов, которые могли бы составить цвет российской науки, но уезжают сразу после окончания (или в крайнем случае после завершения аспирантуры), — так не считают. Они не хотят бегать с бумажками, собирая подписи и печати на сотнях бессмысленных документов, вместо того, чтобы заниматься своим любимым делом — ставить научные эксперименты. Ради науки можно пойти на многое — нас никогда не баловали щедрым финансированием, но если речь идет о том, что на эту самую науку у нас остается не больше четверти рабочего времени, а остальное мы вынуждены проводить, постигая профессию бюрократа, — в конце концов все это теряет всякий смысл.
«Подумаю об этом завтра» — НЕТ! «Завтра» может быть поздно. 21 октября в Госдуме в первом чтении будет рассматриваться бюджет РФ на 2012 год. Кроме того, именно сейчас, в преддверии надвигающихся выборов, у нас с вами, у рядовых граждан, есть верный шанс быть услышанными властями.
И последнее. Если вас беспокоит, что придя на митинг, Вы можете оказаться в плохой компании — не поленитесь, зайдите на сайт www.science94.narod.ru, на котором в апреле этого года проводился сбор подписей под обращением молодых ученых к президенту РФ. Скачайте с сайта файл с фамилиями тех, кто подписался под этим письмом, и убедитесь, что среди них есть очень много настоящих ученых, лауреатов разнообразных премий и просто хороших людей!
Сергей Дмитриев,
от Инициативной группы молодых ученых
А с другой стороны, придти на работу на пару часов до обеда, пообщаться с коллегами, проверить почту, выпить чайку и за это получить 20-30 т. плохо? Те же врачи и учителя скажут — за что?? А мы тут вкалываем за 5-15 т…
Хорошо, а где это так, не подскажете?
Не знаю, откуда вы взяли 20-30 тысяч. Ставка научного сотрудника в ИПУ РАН – 13 000.
А вы где такое подсмотрели — в лабораторию за 2 ч до обеда и т.д.? вы, видимо, нормальных ученых не встречали, к вашему сожалению. Много моих знакомых и я в том числе, бывает и до 23.00 в лаборатории и даже позже, с утра (9-10.00), зависит от эксперимента.
Так что не надо приводить неудачные примеры и возвышать их до закономерности.
А 20-40 тыс, это вам приснилось, извините, или вы про частные лаборатории говорите.
ИБХ РАН
Речь видимо идет о внс, гнс в возрасте за …десят (ставка плюс докторские-кандидатские — как раз под 30 может получиться), которые искренне считают что научная работа подразумевает возможность на работу не ходить. Официальные объяснения: литература, библиотека, семинары; чаще — больницы, внуки, дачи. Впрочем на работе тоже без особых напрягов — чай, поболтать, место посторожить, поприсутствовать при исследованиях с целью получения приоритетного права на авторство в статье. У меня шеф умудрялся сидя за компьютером спать, в т.ч. в моем присутствии.
Часто это слихвой компенсируется ценными консультациями, идеями и богатым жизненным и научным опытом. Но главная проблема — отрицательное влияние такого поведения на молодежь и техперсонал, которых заставить работать в таких условиях абсолютно нереально.
Скажите мне, почему про какой-нибудь гей-парад все телеканалы твердят без остановки, а про митинг ученых, знает только горстка избранных???
так нужно объединить усилия
*официальный сайт
*.narod.ru
идите ка в жопу, да
Что же, если сайт на бесплатном хостинге — так сразу в жопу? Странная логика. Может, на митинг ещё плюшки с чаем принести и раздавать? Нормальным людям главное — содержание, а не имя домена. Ну а ненормальным — …
Кстати да
почему кого то там парят какие то законы и бюрократические препоны, тогда когда 20-30 тыр это зп макраба в макдачке. Зато есть Сколково