Митинг 13 октября 2011 г. на (ново) Пушкинской площади, организованный Профсоюзом работников РАН совместно с рядом молодежных и других объединений, оказался заметно более выразительным, чем предыдущий митинг 21 октября 2010 г., который ПР РАН пришлось провести в пустынном уголке на набережной Шевченко. Кроме территориального улучшения, ставшего возможным, наверное, в связи с предстоящими выборами в ГД РФ, здесь сказалось также и значительное количественное и качественное различие в составе митингующих.
Благодаря расширенному составу организаторов на митинг пришло много молодежи. Это обстоятельство было отражено, в частности, и в заголовке появившейся в тот же день заметки в газете The Washington Post [1]. Интернет откликнулся на митинг множеством фотографий и текстов. Ряд газет и эфирных СМИ также дал информацию об этой акции, в оценке которой, впрочем, не было монолитного единства.
Анализ спектра мнений по данному вопросу, в том числе и представителей руководства РАН, заслуживает отдельного обстоятельного обсуждения, которое, кстати, может послужить первоначальной основой для формирования рабочих структур создаваемой уже много лет Ассоциации, в очередной раз упомянутой в выпуске ТрВ-Наука от 27 сентября 2011 г. [2].
К подобным вопросам еще придется возвращаться, а пока ограничимся констатацией того факта, что «главные калибры» ТВ — 1-й и 2-й каналы — вечером 13 октября ничего не сообщили о прошедшем митинге. Вряд ли это случилось из-за простой невнимательности. Более вероятной представляется иная ситуация, свидетельствующая о специфическом внимании властей к академической и прочей науке, которое проявилось, в частности, и в истории с Петриком.
В своем выступлении на митинге я напомнил, что прискорбное состояние нашей науки отражает состояние всего нашего общества и государства. За последние десятилетия наука оказалась под грузом множества взаимосвязанных проблем, которые мешают ее нормальному развитию, нормальной работе. Среди них наиболее «видное» место занимают недостаточность и неадекватность финансирования науки, что и привело нас на этот митинг. Пресловутый ФЗ-94, о котором здесь уже было сказано, предназначался, по-видимому, для экономии бюджетных средств. Но эта «экономия» в отношении науки чревата такими же последствиями, как и экономия на лесниках, в результате которой от лесных пожаров стали гибнуть целые деревни, а российская столица прошлогодним летом буквально задыхалась от вредоносного смога.
В ответ на требования увеличить финансирования науки (размер аспирантской стипендии — это просто позорище!) с разных этажей властной пирамиды нередко звучат слова о том, что денег нет и взять их негде. Это лукавство! Деньги есть— коррупционные потоки в стране сравнимы, наверное, с немалой частью бюджета и далеко превосходят все расходы на науку. Эти средства должны быть возвращены народу решительными действиями власти, а не стенаниями ее представителей по поводу того, что взяточники и коррупционеры совсем потеряли совесть.
Для того, чтобы наша наука и вся наша страна не превратились в выжженное пепелище, нужны осмысленные, организованные и решительные действия. Научное сообщество должно внести свой вклад в решение этой жизненно важной общей проблемы.
К вопросу об «отсутствии денег», кратко затронутому в моем выступлении, стоит добавить еще, что надо ввести конфискацию по решению суда наворованного имущества и прогрессивный подоходный налог. А если власть ссылается на то, что не может собирать такой налог, то тем самым она в этом отношении расписывается в своей полной импотенции.
В информационных материалах о прошедшем митинге вопросы о фактическом отношении верховной власти к российской науке практически не затрагивались, поскольку и сам митинг был формально ограничен рамками более узкой тематики, что и отразилось в его резолюции, не столь выразительной по сравнению с резолюцией от 21 октября 2010 г., когда представители работников РАН требовали отправить министра А.А. Фурсенко в отставку и призывали руководство Российской академии наук активнее отстаивать интересы работников РАН. Министр МОН в отставку, разумеется, не ушел, да и руководство РАН за последний год также не продемонстрировало необходимой активности даже в решении ряда насущных внутриакадемических проблем (см., например, ТрВ-Наука от 24 мая 2011г. — «Почтили память, одобрили и… Что дальше?» [3]).
Резолюции последних двух митингов в своих заключительных частях обещают в случае невыполнения предъявленных требований продолжить и расширить протест-ные действия. В процессе реализации этого обещания стоит, наверное, подумать и о проведении соответствующего мероприятия во дворе перед старым зданием Президиума РАН (Ленинский пр., 16), очень удобном и еще недостаточно используемом для этой цели месте.
p.s. Во время организации и проведения нашего многосотенного митинга по всему миру уже катилась многомиллионная нарастающая волна протестных манифестаций против действия мировой финансовой элиты. Пример, достойный осмысления и подражания! Но у нас пока многие граждане с вялым интересом просто смотрят по телевизору, как Березовский судится с Абрамовичем по поводу какой-то там собственности… Но это уже другая тема.
Александр Самохин,
член Совета профсоюза работников РАН,
председатель профкома Института общей физики РАН
Фото на странице Наталии Деминой, Евгения Пивоварова (http://pivo-msu. livejournal.com/39204.html) и Кирилла Лебедева (Gazeta.ru)
1. Young Russian scientists rally against bureaucracy, by Will Englund, Published: October 13, The Washington Post.
2. А. Самохин. Об Ассоциациях, ПР РАН и пр. — ТрВ-Наука, №88Б, 27.09.2011, http://trv-science.ru/2011/09/27/ob-associaciyax-pr-ran-i-pr.
3. http://trv-science.ru/2011/05/24/pochtili-pamyat-odobrili-i-chto-dalshe.