13 октября 2011 г. на Пушкинской площади состоялся предупредительный митинг ученых, аспирантов и студентов под лозунгом «Дайте ученым работать!». Несмотря на холодную погоду и дождь, на площади собралось около 500 человек, среди участников было много молодежи. В митинге участвовали не только москвичи, но и представители других городов — Пущино, Черноголовки, Казани, Санкт-Петербурга.
Если на проходивших ранее акциях обычно выдвигался широкий спектр требований, то в данном случае они были предельно конкретны. Первое — обеспечение объема финансирования РФФИ и РГНФ в 2012 г. на уровне не ниже, чем в 2009 г. с учетом инфляции, и возвращение в 2014 г. к докризисным нормативам финансирования фондов — 6 и 1 % от общих расходов федерального бюджета на гражданские исследования и разработки соответственно. Второе — скорейшее принятие поправок к закону о госзакупках, предусматривающих возможность расходовать полученные по грантам и контрактам средства без проведения конкурсных процедур, а также введение минимально приемлемых правил проведения конкурсов в научной сфере в рамках федеральных целевых программ.
Еще одним заметным отличием от проходивших ранее акций ученых стало объединение сил различных зарегистрированных и неформальных общественных организаций — профсоюза работников РАН, инициативной группы молодых ученых, инициативной группы студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, профсоюза работников образования «Учитель» и Российского студенческого союза. Требования объединили не только различные организации: на митинг пришли люди с совершенно разными политическими взглядами и точками зрения на то, как следует выводить российскую науку из кризиса. Более красноречивого свидетельства того, что нынешняя политика государства по отношению к науке, говоря фигурально, «достала» буквально всех, найти сложно.
Впрочем, в этом утверждении есть определенное преувеличение: судя по высказываниям некоторых видных представителей научно-образовательного истеблишмента, государственная политика «достала» всё же не всех. Общий тон начальственных комментариев был примерно таков: требования ученых, возможно, и справедливы, но добиваться их удовлетворения нужно по-другому (как именно — никто не объяснил), да и вообще ситуация не столь и плачевна. Особенно отличился ректор МФТИ Николай Кудрявцев, заявивший, что сейчас есть много разных фондов, финансирующих в том числе и фундаментальные исследования, и у нас в стране много делается для того, чтобы ученые оставались в России, имели возможность работать на хорошем оборудовании. C Николаем Кудрявцевым можно согласиться, если заменить слово «ученый» на слово «ректор»: регулярно всплывающая информация о зарплатах ректоров, во много раз превышающих зарплаты профессоров и доцентов, показывает, что наше государство действительно много сделало для того, чтобы российский руководитель вуза был во всех отношениях хорошо обеспечен и не испытывал желания уехать на Запад.
Весьма показательной была реакция на прошедший митинг руководства научных фондов и Минобрнауки — молчание. И причиной этому была определенно не незаметность акции: митинг привлек внимание СМИ, писали о нем много, и не только в России, но и за ее пределами. Единственным ведомством, которое отреагировало на акцию протеста ученых, стало Минэкономразвития: заместитель министра Алексей Лихачев сказал, что требования ученых справедливы и поправку, о которой говорят ученые, нужно принять оперативно.
Движение действительно началось: если до митинга облегчающий расходование полученных по конкурсам средств законопроект лежал в Думе без движения, то уже через пять дней после митинга в Думу была внесена его новая редакция, а к числу инициаторов проекта добавился Олег Морозов, первый заместитель председателя Государственной Думы, что является показателем значимости проекта с точки зрения руководства Думы. Инициаторы законопроекта высказали мнение, что вероятность его принятия очень высока.
Тем временем организаторы митинга начали работу с фракциями Государственной Думы, стараясь обеспечить поддержку депутатов как в вопросе облегчения процедуры закупок, так и в вопросе значительного увеличения бюджетов РФФИ и РГНФ. На прошлой неделе состоялась их встреча с представителями фракции КПРФ в Государственной Думе: заместителем председателя Государственной Думы Иваном Мельниковым и депутатом Думы Борисом Кашиным, которые поддержали ученых и высказали готовность содействовать принятию необходимых поправок и налаживанию контрактов с другими фракциями.
Общее мнение организаций — инициаторов акции протеста таково: если к началу ноября не будет четких свидетельств того, что основные требования ученых будут удовлетворены, придется провести повторную, более массовую акцию протеста. К выходу следующего номера ТрВ-Наука станет понятно, есть ли необходимость в такой акции.
Евгений Онищенко