В студенческие годы я всегда, по всем предметам делал развернутые и очень удобные шпаргалки. Но никогда ими не пользовался. Мне хватало того, что я их делал. Они мне сильно помогали хорошо усваивать предмет. Я компактно перелагал основные положения, делал уйму схем, графиков, словом, подходил к изготовлению «шпоры» творчески. И делал ее не перед самым экзаменом, а в течение курса, загодя. Переделывал, совершенствовал и в процессе работы невольно запоминал. Потом по ней повторял, а на самом экзамене она лежала в кармане как некая психологическая гарантия. Доставать ее надобности не было.
Рядом со мной, бывало, ухитрялись пользоваться своими плохонькими, примитивными шпаргалками, доставая их из набитых карманов, из-за пазухи, а у меня такие совершенные — пропадали в бездействии.
Иное дело домашние задания и контрольные. Поскольку я учился с интересом и на одни пятерки, в общем списывании я не участвовал. Но проблема для меня существовала, так как списывали у меня. Я не списывал потому, что мне это было не нужно, и потому, что это было бы обидно для моего чувства собственного достоинства. Как это: я — и не смогу сам! Но то, что у меня списывают, повергало меня в уныние. Я ощущал в этом что-то нехорошее, неправильное. А не дать списывать было совершенно невозможно: прослывешь жадиной, эгоистом, способным подвести друзей. Можно было только мягко пристыдить их, упрекнуть, что им же хуже придется. На кого-то действовало, но другие привыкали к легкому успеху и всё больше втягивались в пользование результатами чужого труда.
Зато они обычно преуспевали в других сферах студенческого бытия: в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, а всего больше — в «общественной жизни»: становились функционерами разнообразных студсоветов, комсомольских комитетов, месткомов, профкомов, парткомов и всё более высоких комитетов, а после окончания университета неплохо устраивались по этой линии. Из каждой группы так. Из нашей группы археологов двое вообще не пошли ни в какую археологию, а были приняты в сотрудники КГБ.
Тогда я не решался отказать списывающим, не находил слов, чтобы объяснить свой отказ. Теперь я мог бы это сделать. Потому что теперь очень наглядно видны последствия этой невинной школьной и студенческой проказы. Дело даже не в тех, кто и не собирался идти работать по специальности, кому нужен был только диплом, а устроиться можно по другой линии.
Но те из окончивших университет кое-как, списывая и сдавая по шпаргалкам, они же попадали в Академию наук, в лучшие институты, на дефицитные места в первую очередь! Во-первых, как заслуженные деятели общественного фронта с наилучшими комсомольскими и партийными характеристиками. Во-вторых, как люди, не показавшие высоких научных потенциалов, готовые стать послушными исполнителями. Очень часто руководители научных учреждений, заслуженные профессора, были настолько напуганы (и умудрены) сталинской практикой постоянной чистки старых кадров за всякие -измы, что старались не допустить вокруг себя потенциальных конкурентов и намеренно принимали в штат самых заурядных. Увы, эти профессора грубо ошибались. Бездари и недоучки, поднаторевшие выезжать на списывании и подсказках да на своих «общественных» связях наверху, быстро сварганивали диссертацию-другую и выходили в начальство.
Наступившая в нашей стране эпоха коррупции оказалась для них оптимальной средой для размножения. Сама наука их никогда не интересовала, но теперь и не надо очень притворяться и маскироваться. Под прикрытием науки можно делать дела — пилить фонды, «срубать бабки». Плагиат стал обычным делом сверху донизу. Как наказывать студентов за массовое списывание работ из Интернета (где к их услугам специальные сайты с готовыми работами на любые темы), когда профессора списывают У СТУДЕНТОВ свои докторские диссертации (казус Артамоновой из Донецка, остающейся доктором и профессором), когда существуют мастерские по изготовлению диссертаций на заказ, когда вице-президента Академии наук обвиняют в плагиате, приводя в доказательство списанные им тексты!
Бандиты, чиновники и главы субъектов Федерации считают необходимым обзавестись учеными степенями и без труда защищают диссертации (догадываюсь, что даже не за деньги). Диссертации им нужны как мигалки на иномарках — для престижа.
Мне представляется, что в условиях, когда власти (России и Украины) не могут (или не хотят) принимать действенных мер по устранению этой ситуации, самим учителям и профессорам, работникам школы и высшей школы нужно подумать о том, как со школьных лет закладывать основы неприятия списывания и пользования шпаргалками. Ибо с этого всё начинается. На мой взгляд, нужно так составлять задания и контрольные работы, чтобы списывание было невозможно. Так составлять экзаменационные вопросы, чтобы любое заглядывание в шпаргалку было бесполезно. Когда я принимал экзамены, я разрешал пользоваться любой шпаргалкой и любой литературой, но сдать у меня предмет было очень трудно. Кроме того, нужно предлагать испытуемым не тесты на запоминание, как в ЕГЭ, а максимально приближенные к жизни ситуации, требующие профессионального решения. Когда не поможет ни шпаргалка, ни мигалка.
Лев Клейн
«Наступившая в нашей стране эпоха коррупции оказалась для них оптимальной средой для размножения… Плагиат стал обычным делом сверху донизу. Как наказывать студентов за массовое списывание работ из Интернета, когда профессора списывают У СТУДЕНТОВ свои докторские диссертации…, вице-президента Академии наук обвиняют в плагиате, приводя в доказательство списанные им тексты!»
Действительно, «плагиат стал обычным делом сверху донизу». А как же на все это безобразие реагируют ВАК и Рособрнадзор, для которых борьба, в частности, с диссертационным плагиатом является должностной (служебной) обязанностью? На собственном опыте я убедился в том, чиновники этих учреждений весьма толерантно относятся к проявлениям даже самого махрового диссертационного плагиата, отказываясь должным образом реагировать на очевидное интеллектуальное мошенничество. В связи с грубым нарушением моих изобретательских и авторских прав сотрудником Ярославской медакадемии за последние 2,5 я четыре раза обращался непосредственно к председателю ВАК М. Кирпичникову, но ни на одно обращение ответа из ВАК так и не получил. Никакой реакции ваковских чиновников не последовало и на мое открытое письмо М. Кирпичникову, размещенное на сайте
http://gidepark.ru/user/1220335144/article/230042
Для меня, как преподавателя, совершенно очевидны те вещи, которые озвучил автор. Для меня естественно, что количество вариантов задания должно быть больше, чем количество студентов. Это исключает списывание. Сами задания не повторяют формулировки частей курса и т.д. Да, я тоже разрешаю студентам на контрольной пользоваться всем. Ничего нового. Меня тоже так учили.
Но я понимаю, почему не везде так. И если сокращение количества преподавателей будет продолжено, то будет только хуже.
Если не «заставлять» детей учиться, а строить обучение на интересе,
то обширные и глубокие знания приобретут только действительно заинтересованные.
И это будет видно по истории оценок.
А дальнейшее обучение можно определить по указанной истории оценок.
нет истории- путь открыт только туда, где нехватка «рабочих рук».
Есть история- выбирай куда идти.
Произойдет естественный отбор.
Отстается только соблюсти меру в том, чтобы не «заставлять» учиться.
Думаю — это путь к избавлению от «троечников» в высшей школе.
Спасибо Лев Самуилович,
Вы озвучили мои воспоминания о моей учёбе.
> Из нашей группы … двое вообще … были приняты в сотрудники КГБ.
Из нашей тоже. И как я теперь понимаю, это было определено ещё до поступления и кое-какую работу они уже делали во время учёбы.
Один сделал неплохую карьеру, о другом не знаю.
Недавно учавствовал в застолье, на котором большая часть гостей была связана с КГБ, так как выезжала за границу.
Прозвучала фраза: «Бывших сотруднико КГБ не бывает!» и точно, большинство из бывших теперь работает на ЦРУ и аналогичные органы. По крайней мере, все мои знакомые приезжающие в Россиию с Запада «стучат» в тамошние органы, и их карьера движется быстрее коллег. Вспоминаю Гриновского «Тихого американца» и «Нашего человека в Гаване».
Жаль,что автор не последовал своим студенческим правилам написать шпаргалку с перечнем кандидатов в родоначальники Древнерусской государственности:норманны,лехиты,аланы,хазары…..Может,это подвигнуло бы его на вопрос — а где же славяно-россы? И коли сталось написать историографию вопроса, припомнилось бы,что ещё Илловайский обнаружил,что собственно о Призвании варягов мы знаем единственно из ПВЛ…
> собственно о Призвании варягов мы знаем единственно из ПВЛ…
Это в советское время было трудно выехать и посмотреть собственными глазами,
а теперь, час самолётом из Питера и вы в Осло, Музей Викингов, оригинальные ладьи на которых норманы покоряли приднепровье и т.д. до Константинополя.
Просто живая история и славяно-россов тоже, ожившие картины лодей с картин Васнецова и других «русских» трёх-богатырей. А двух часах лёта, в Одесском музее антропологии можно увидеть настоящую кольчугу одного из тех викингов, оставленную в тех местах. Так, что ПВЛ далеко не единственный, да и не самый надёжный источник.
С Новым Годом Лев Самуилович!
Научные степени давно уже перестали быть гарантией высокой квалификации. Их просто следует устранить.