Самки полевок предпочитают самцов с длинными микросателлитами

Моногамия — довольно редкое явление в животном мире. Понятно, почему: чтобы соответствующий генетический признак закрепился, вклад самца в выживание потомства должен быть достаточно велик, чтобы оправдать сокращение количества и генетического разнообразия потомства этого самца при полигамном образе жизни. С другой стороны, повышается и ответственность самки за выбор партнера. Присутствие самца увеличивает вероятность выживания потомства и в полевых, и в лабораторных условиях, ускоряет его развитие, а также увеличивает вероятность рождения потомства и уменьшает интервал между рождениями. При этом, поскольку многие животные живут недолго, самки не могут позволить себе потратить слишком много времени в поисках подходящего партнера.

С появлением молекулярных методов анализа геномных последовательностей стало ясно, что многие виды, которые раньше принимали за моногамные, строго говоря, таковыми не являются. Теперь можно различать социальную моногамность — образование стабильных пар, в которых оба родителя заботятся о потомстве, и генетическую моногамность.

С другой стороны, были прояснены некоторые механизмы, определяющие поведение. Важную роль в формировании стабильных пар играет нейропептид вазопрессин. Он взаимодействует с белком-рецептором V1aR, который кодируется геном avpr1a. У рыжебрюхих (прерийных) полевок Microtus ochrogaster уровень экспресси гена avpr1a положительно коррелирует с длиной микросателлита. В регуляторной области этого гена находится микросателлит — периодическая последовательность, повтор короткого слова, — и было показано, что длина микросателлита (количество составляющих его элементарных единиц) различается у разных особей. Уровень экспрессии гена avpr1a положительно коррелирует с длиной микросателлита. Соответственно, самцы с длинным микросателлитом образуют более прочные пары (в лабораторном опыте обращают меньше внимания на посторонних самок, чем на своих постоянных партнерш, и даже проявляют к ним враждебность), больше времени уделяют заботе о потомстве, а за время жизни спариваются с меньшим количеством самок.

Поведение самцов различается в природных популяциях: самцы из штата Иллинойс в среднем более моногамны, во всяком случае социально, чем самцы из Канзаса. Из общих соображений можно было ожидать, что самки из обеих популяций будут предпочитать самцов с длинным вариантом микросателлита. Так и оказалось. Впрочем, вопреки ожиданиям, эта тенденция проявлялась на одинаковом уровне у самок из Иллинойса (привыкших к хорошим партнерам) и из Канзаса (партнеры которых меньше склонны к социальной моногамии).

Разумеется, самки не могут измерить длину самцового микросателлита непосредственно. Как они это делают, неясно. Это могут быть особенности поведения самцов (куртуазность при ухаживании, реакция на посторонних самок), запах (по аналогии с главным комплексом гистосовместимости, который определяет не только иммунный ответ, но и выбор — по запаху — оптимальных по степени родства партнеров), издаваемые звуки (у амфибий показана их зависимость от вазотоцина, гомолога вазопрессина).

М.Г.

Castelli FR et al. Female prairie voles show social and sexual preference for males with longer avpr1a microsatel-lite alleles. Animal Behaviour (in press) doi:10/1016/janbehav.2011.08.006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: