Диссипативное человечество

На митинге 10 декабря было много прекрасных плакатов, но меня больше всего тронул график распределения голосов за разные партии по избирательным участкам (тот, где у «Единой России» смешные и вопиюще неправдоподобные пики на круглых числах) с подписью «Чурову не верим! Верим Гауссу!»

Вообще же массовость митингов против фальсификации выборов — чуть ли не сотня тысяч человек в Москве, тысячи во всех остальных крупных городах, да еще и по несколько десятков около российских посольств во многих странах мира — заставляет поверить не только Гауссу, но и Пригожину, и вспомнить, что общество — это система, способная к самоорганизации.

Не то чтобы это было новостью. Мы уже много лет используем Интернет для решения всех тех проблем, с которыми не справляется действующая власть: через социальные сети находятся добровольцы для тушения пожаров, поиска пропавших людей и ремонта в детских приютах, собираются огромные суммы на лечение больных раком, привлекаются новые доноры крови, собираются подписи под обращениями против идиотских законопроектов, организуется защита городской архитектуры и так далее и так далее. Но до сих пор всегда были выраженные центры кристаллизации, те конкретные люди, которые собирали вокруг себя общественность. А сейчас она начала бурлить сама по себе. Точнее — центрами кристаллизации в той или иной степени стали мы все.

Это правда страшно похоже на другие примеры самосборки. Есть много элементов. На них действуют какие-то внешние условия. Из-за этого они стремятся занять энергетически выгодное положение, и с точки зрения внешнего наблюдателя в результате получается красивая и сложная структура. Фосфолипиды стараются отвернуться своими гидрофобными хвостами от воды — и выстраиваются в двухслойную мембрану, а потом и в замкнутую сферу. Жидкость в ячейках Бенара стремится выровнять плотность — из-за постоянного нагрева ей это не удается, но зато в своем движении частицы жидкости формируют красивые шестиугольники. Люди чувствуют дискомфорт от того, что власть настолько демонстративно не интересуется их мнением по поводу партий в Думе, и выходят на митинги.

Власть в этой неожиданной ситуации ведет себя, как любопытный студент на лабораторной работе: она повышает и понижает температуру под вязкой жидкостью, и наблюдает за тем, больше или меньше становится в ней шестиугольных ячеек. То пишет, что не согласна с лозунгами митинга (т.е. с тем, что выборы не надо фальсифицировать, очевидно), и общественность начинает бурлить активнее. То обещает новую партию и новых кандидатов в президенты (чего не происходило уж и не вспомнить сколько лет, если не считать удивительного понятия «преемник»), и температура снижается на несколько градусов.

Смешнее всего в этом смысле произошедшее 15 декабря общение премьер-министра с народом, потому что в нем одновременно проявились и абсолютно провокационные, и крайне успокаивающие заявления. С одной стороны, обещание поставить веб-камеры на избирательных участках и предложение вернуть выборность губернаторов («то-то же», — радостно думает общественность). С другой стороны, тут же — несколько неуклюжих попыток представить общественность сборищем идиотов: упоминание о том, что люди выходили на митинги за деньги (уж кто бы говорил!), что лидеры оппозиции обзывали своих же протестующих баранами (без указания на то, что это была прямая цитата из твиттера Президента РФ), и прекрасный пассаж о том, что люди из протеста обвешиваются презервативами — премьер якобы принял за них белые ленточки (хм, а идея хороша).

Пока непохоже, чтобы финальной целью было выстроить в ячейки Бенара всё общество, или, наоборот, сделать вязкую жидкость однородной. Информационное пространство сейчас ежедневно выдает столько противоречивых новостей, что выглядит это как проявление исследовательского поведения власти: «А если мы им это, то они что?» Это само по себе абсолютно прекрасно, потому что отвечает на еще один важный плакат с митинга — петербургское «Вы нас даже не представляете». Неужели они наконец-то решили нас представить? Очень приятно познакомиться, гражданское общество.

Но, скорее всего, мы наблюдаем некую растерянность. Так же, как мы, общество, сейчас ежедневно слушаем заявления власти и через раз не понимаем, серьезно они или издеваются — власть смотрит на нас и тоже никак не может понять, насколько мы серьезно. Вроде был такой хороший народ, тихий, спокойный, а тут вдруг на митинги ходит, жужжит, нервирует, самоорганизовывается. Что делать — непонятно. Прям хоть честные выборы проводи в следующий раз, если не успокоятся. Кто бы мог подумать.

Анастасия Казанцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: