Годовые отчеты так же традиционны, как «Ирония судьбы…» или салат оливье. В конце года научные сотрудники в России заняты написанием самых разных отчетов. Их много, они отнимают время. А как в других странах? Мы попросили коллег прислать небольшие комментарии о том, как отчитываются в конце года в разных точках на карте мира.
Максим Пшеничников, Институт передовых материалов им. Цернике, Университет г. Гронинген (Нидерланды):
Ежегодные отчеты по текущей научной деятельности вообще не пишутся. По желанию группа предоставляет highlights: наиболее выдающиеся результаты группы за год, полстранички максимум (желание обычно бывает, чтобы группа оставалась «видимой»). Опубликованные статьи менеджмент Института находит сам через базы данных и присылает их мне на подтверждение с вопросом: «мы ничего не упустили?». Доклады, семинары, конференции, членство в организациях и т.п. никого вообще не волнуют, кроме моей CV, — разве что подвернется нечто сильно специальное, вроде престижной премии или сверхпрестижного доклада. Институт проходит международную аттестацию раз в 5 лет, и только тогда менеджмент просит предоставить ему любую экстраординарную информацию, вроде участия в редколлегиях, подготовки конференций, газетных публикаций и прочего паблисити. Тогда же независимой организацией делается библиографический обзор: публикации, индекс цитируемости, h-индекс и т.д.
Роберто Туролла, Физический факультет Университета Падуи (Италия):
В университете Падуи сотрудники представляют краткие отчеты о своей работе раз в три года. Отчет включает в себя короткое (одна страница) описание основных результатов исследований за этот период. Ранее также прилагался список публикаций и список прочитанных курсов. Однако теперь, когда на этот счет появились новые правила, администрация не может запрашивать информацию, которая или уже находится в ее распоряжении (как, например, список прочитанных курсов), или находится в свободном доступе (как, например, данные о свежих публикациях).
Илья Усоскин, начальник Станции мониторинга космических лучей, Университет г. Оулу (Финляндия):
В нашем Университете г. Оулу (Финляндия) годового научного отчета в обычном смысле, с описанием научных тем и достижений, нет. Однако составляется отчет по формальным показателям за прошедший год для каждого отделения, который затем используется при оценке данного подразделения и при распределении внутреннего финансирования пропорционально набранным баллам.
Такими формальными показателями являются публикации (рецензируемые журналы, нерецензируемые публикации, главы в книгах, тезисы докладов, патенты, научно-популярные публикации и интервью), участие в конференциях, организация конференций, научный обмен (визиты длительностью более двух недель, в том числе сотрудников, прием гостей), редакторская деятельность, внешнее финансирование (гранты) и защищенные степени MSc и PhD.
Наиболее важными являются публикации, защиты и внешнее финансирование. Все публикации регистрируются в базе данных публикаций Университета с предоставлением текста (pdf) по мере опубликования. Архивы за публикации не считаются.
Отчет представляется в начале года в виде заполнения интернет-формы, что занимает по времени от 15 минут до часа.
Дарья Косенко, Астрономический институт Университета г. Утрехт (Нидерланды):
За пять лет постдока я не написала ни одного отчета. Раз в год секретарь Института собирает из открытых источников списки публикаций. Иногда просит сотрудников проконтролировать, что все значимые работы учтены.
Игорь Чередников, Объединенный институт ядерных исследований, Дубна, Университет Антверпена (Бельгия):
Мне приходилось писать разного рода отчеты в России, Италии, Германии и Бельгии, как по грантам,так и просто по итогам деятельности за год. С грантами было проще всего: небольшое описание полученных результатов и ссылки на опубликованные статьи, форма свободная. А с годовыми отчетами группы или института бывало по-разному. В большинстве случаев примерно так же, как и по грантам, но индивидуальные отчеты посылаются руководителю подразделения, который из них составляет коллективный отчет. Там тоже никаких сложностей и ненужных формальностей.
Только итальянский INFN (Instituto Nazionale di Fisica Nucleare) предсказуемо порадовал: нужно было заполнить форму онлайн, где как раз и требовались хорошо нам знакомые данные о публикациях, конференциях, семинарах, языках публикаций, городах проведения мероприятия и тому подобные «полезные» для наукометрии сведения. Число участников конференций, которое так любят у нас запрашивать, вроде бы не нужно было придумывать. Я, конечно, выуживал эту информацию из того же Интернета, откуда ее могли извлечь все кому не лень. Такие же формы заполняют (или заполняли пару лет назад) все научные сотрудники, стипендиаты и ассоциированные члены INFN. В остальном процесс написания отчетов проходил как-то незаметно.
Подготовил Сергей Попов
Отчеты надо привести к едному формату.
Более того, финансовая часть д.б. закрыта одной цифрой: сколько потрачено. И все!
Формат надо доработать всесте!
Хм… интересно, в Нидерландах для всех ученых такие условия или только для «естественников»?