Мультики и конец света

В энциклопедии современной культуры «Луркоморье» (lurkmore.ru) есть шикарная статья о синдроме поиска глубинного смысла — непреодолимом стремлении ответить что-нибудь оригинальное на вопрос «что хотел сказать автор своим произведением». Там, в частности, приводится доказательство того, что мультсериал «Ну, погоди!» посвящен постапокалиптическому миру, в котором исчезнувшая человеческая цивилизация представлена только в виде музейных экспонатов, а материальную культуру людей унаследовали другие прямоходящие животные.

В рамках поиска глубинного смысла я хочу сказать, что «Ну, погоди!» на самом деле, конечно, посвящен не постчеловеческой, а всего лишь параллельной вселенной. Первая серия вышла в 1969 году, а последняя — в 2006-м, и всё это время антураж менялся в соответствии с реальными техническими достижениями и привычками людей. В этом смысле показательнее всего серия 1993 года, первая после смены государственного строя, в которой Волк становится новым русским — с бронированной дверью, машиной Volkvo и всеми остальными комедийными атрибутами.

Вообще же последние четыре серии, выпущенные после распада СССР, смотреть совершенно неинтересно. «Ну, погоди!» был идеальным ответом «Тому и Джерри», вершиной социалистической пропаганды. В том мире, который нарисован в сериале, действительно хочется жить: милиция следит за порядком, строятся новые дома, молодежь занимается спортом и робототехникой, при этом в Останкино записывается рок-группа Dvornjagi, а в магазинах продается сидр, причем Заяц знает, что наливать его нужно в чашки в горошек, как и полагается в Бретани. А в постсоветских сериях вся повседневная жизнь представлена только в виде общества потребления, и кроме него ничего нет. Да, появились большие супермаркеты, да, Волк и Заяц летают на теплое море, но нет ничего, связанного с продуктивной деятельностью. У советских серий есть четкий посыл: «дети, в вашей стране происходит много интересного», а у более поздних — в лучшем случае «дети, в вашей стране есть, на что потратить деньги».

Самое обидное, что это неправда. Мы живем в прекрасное время и в неплохой стране, и у нас есть, о чем снимать пропагандистские мультики. Ограничения, заложенные возрастом и социальным статусом героев (Волк — асоциальный элемент, Заяц — слишком молод, чтобы работать) не помешали им побывать в Телецентре в 1976 году или на Олимпиаде в 1980-м. Сегодня они могли бы гоняться друг за другом в лаборатории, где создаются удивительные генетически модифицированные растения, или лекарства, или что-нибудь наноразмерное. Могли бы посещать современные научные музеи типа Экспери-ментариума. В конце концов, могли бы принять участие в сборке загадочного российского автомобиля на букву ё. А еще есть высокотехнологичные медицинские центры, крупные международные корпорации, а специально для детей — многочисленные курсы чего угодно, от кулинарии до конструирования из «Лего», Зайцу было бы, где развернуться.

Получается удивительная вещь. Из Советского Союза деться было особенно некуда, а из России уехать очень легко, и действительно уезжают миллионы, причем в первую очередь — высококвалифицированные специалисты. Казалось бы, именно России важно заниматься пропагандистской работой и прямо с детства объяснять людям, что страна отличная и в ней есть, чем заняться. Тем не менее в советских мультиках такой посыл есть, а в российских он отсутствует. Между тем, именно детские впечатления самые сильные, и обратить ребенка в какую угодно веру — гораздо проще, чем навязать ее выросшему человеку.

По всей видимости, дело в том, что Советский Союз планировал существовать вечно, и поэтому ему было важно, как относятся к нему дети — будущие взрослые. Россия же ничего такого не планирует, потому что нефть может кончиться (или стать ненужной) в любой момент, и о каком будущем тут можно всерьез говорить? С этой точки зрения современные серии «Ну, погоди!», в которых строить что-то для будущего нет смысла, но зато можно ездить на море и веселиться, действительно связаны с концом света — но только это мир не после апокалипсиса, а перед ним.

Анастасия Казанцева

 

8 комментариев

  1. «и у нас есть, о чем снимать пропагандистские мультики» — так и снимают же. :)
    Просто теперь в фаворе «Смешарики» — помните, где про «няни-технологии». ;)

  2. Ваши женщины-писатели просто гордость издания. Сообщите, когда будет (или была) избрана в РАН первая женщина моложе 40 лет

  3. «Мы живем в прекрасное время и в неплохой стране, и у нас есть, о чем снимать пропагандистские мультики»

    Конечно, у нас есть о чем снять пропагандистские мультики:
    * о том, как куршевельский олигарх ради приумножения своих 18 миллиардов долларов хочет заставить людей работать по 60 часов в неделю;
    * о том, что никакие госкомпании не могут поднять нашу промышленность, даже сохранить прежнюю гордость — космическую;
    * о том, как менты открыто, нагло и безнаказанно убивают невинных граждан РФ;
    * о том, что сельское хозяйство удушается разномастными лукойлами, из-за которых в нефтяной стране топливо стоит, будто мы его импортируем, и перекупщиками продукции за бесценок
    * о том, как лица хорошо известной национальности провели геноцид 350 тысяч русских, евреев, греков, всех славян.

    Довольно этой чуши, будто современная Россия — неплохая страна. Она омерзительна. Мы должны зачистить всех, кто сделал её такой. Список этих людей, думаю, Вы сможете сами составить, исходя из того, что написано выше.

  4. Она омерзительна. Мы должны зачистить всех, кто сделал её такой. Список этих людей, думаю, Вы сможете сами составить, исходя из того, что написано выше.
    ога, зачистить и пополнить собой список… примерно так эта омерзительная страна и создавалась.
    Если и может чтото исправить эту страну, имхо, тольтко если воспитать потомков на хоть какомто духовном, ну хотябы нравственном, основании.
    Статье +1

    1. никто не мешает одновременно зачищать и воспитывать. Заодно и будет потомкам наглядный урок-предостережение, как не надо управлять страной.

  5. Ого, так оказывается кто-то выпустил целых два «продолжения» этой нетленки в 00-х. На кой?

    В принципе, в современных реалиях можно было обновить персонажей созданием Волка-младшего и Зайца-младшего (ака Таннен и МакФлай) с чуть более актуальными привычками и внешним видом. Волк-мл. — это теперь никак не стиляга, слушающий западную музыку, а гопник, наркоман, расист и т. д., со следами былой стихийной прокачки и ожирения, лысоватый, в спортивном костюме или прикиде а-ля 90-е, ламер, сексист. Заяц-мл. — наоборот, с дополнительно прокачанными скиллами бега и реакции, более современным (!= дорогим) стилем одежды, активно пользующийся гаджетами, с открытой и активной социальной позицией. Тут, правда, есть проблема сохранения общей дружественности взаимоотношений персонажей, т. е. заяц и волк не должны быть настолько разными, чтобы им вообще не было необходимости пересекаться или один из них мог бы как-нибудь окончательно уничтожить другого. Т. е. все в рамках среднего класса, волк — не бомж, а скорее раздолбай, которого остепенившийся Волк-старший может периодически лишать карманных денег и т. д. Бегемота можно сделать VIPом, прочих персонажей тоже раскидать по социальной лестнице.

    И вот уже эти обновленные герои могли бы «продуктивно» участвовать в реалиях современной жизни, в той же олимпиаде-14, на экскурсии на БАК и т. д.

  6. Да, в нашей стране есть чем заняться.
    Но лучше всего -потреблением, а не производством, иначе менты проломят череп или отберут бизнес или и то и другое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: