«Науку уже недостаточно оставить в покое»

Критическое положение, в котором оказался Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), требует решительных и незамедлительных действий. Однако прежде чем перейти к выяснению причин кризиса, необходимо сказать несколько слов о том, что такое ИТЭФ и зачем такой институт (и очень немногие ему подобные) нужен современной России.

Прежде всего ИТЭФ — это сообщество людей, являющихся носителями уникальных знаний в области фундаментальной физики; а эта наука создала современный мир таким, как он есть. ИТЭФ — это международные связи с десятками крупнейших научных центров мира, это престиж, это лицо российской науки, это констатация нашей включенности в мировой прогресс; это, наконец, одна из очень немногих организаций, которой уважающее себя государство должно гордиться. ИТЭФ — это научные школы, когда активно работающие в своей отрасли ученые передают свои знания (из рук в руки, только так!) следующим поколениям, которые передадут их дальше. Зачем это нужно государству? Провозглашенная у нас эпоха «вставания с колен» подразумевает переход от времени, когда все можно купить, ко времени, когда самое современное надо создавать самим. Это можно сделать, только опираясь на фундаментальные знания. Островки этих знаний тают! Если мы промедлим сегодня, завтра опереться будет не на что. Завтра перестанут летать ракеты и работать реакторы, просто не будут внедряться никакие достижения, без фундаментальных знаний вырастет поколение, умеющее только нажимать на кнопки, — да оно уже и выросло.

Переходя к проблемам сегодняшнего катастрофического положения ИТЭФ, надо сказать о том, на чем держится основа фундаментальной науки, — о научное школе. С одной стороны, школа — это учителя, имеющие возможность активно работать в своих областях науки; с другой стороны — это ученики, студенты и аспиранты, которым не только интересно, но и привлекательно работать в выбранной отрасли. Кризис фундаментальной науки (на примере нашего Института) носит хронический характер, в истоке которого — недофинансирование отрасли, постыдно низкий уровень зарплаты. Это выгнало многих и многих: кого — за границу, кого — в торговлю. Сегодня цепочка поколений, создающая научную школу, надорвана до опасного уровня. Кризис давний, но причины, его вызывающие, в разные времена неодинаковы. В 90-е годы истоки бедственного положения науки (и нашего Института) были понятны: у государства не было денег. В XXI веке цена на нефть поднялась, средства появились, и с каждым годом становится всё более заметной, всё более вопиющей просто дикая недооценка роли фундаментальной науки со стороны государства. Научные работники всё более и более сталкиваются на обочину жизни, и по уровню жизни, и по отношению к себе государства, и по престижу своего дела в глазах молодежи. Продавец, чиновник, охранник — это престижно, привлекательно, а наука— кому она нужна?

Несмотря на всё это, Институт в основном выжил, сумел сохранить свой научный потенциал и международный престиж. Однако в последние 5-6 лет и без того бедственное положение значительно усугубилось чередой непродуманных (или, напротив, хорошо продуманных) административных действий. Поначалу под видом укрепления руководства был прислан десант вполне конкретных деятелей, имевших цель прямого захвата территории. Как-то справились с ними, но с потерями: часть молодежи ушла, ведь ей не бороться надо, а планировать жизнь. Еще одной потерей стало внедренное господство чиновников в Институте: роль научного работника низведена до роли униженного просителя между кабинетами. В этом же чуждом Институту ряду стоит и навязанный сверху нынешний директор Ю.Ф. Козлов, который более чем за год работы так и не попытался узнать, чем живет руководимый им Институт. Особые опасения вызывают чисто административные и недружественные действия по включению ИТЭФ в НИЦ «Курчатовский институт». В ИТЭФ создана и еще жива лучшая в России школа по физике высоких энергий и физике элементарных частиц; однако, по нелепому замыслу руководителей НИЦ, как раз этим наши физики заниматься не должны, у них будут совсем другие сферы деятельности. Эту очевидную вредоносную глупость не удается преодолеть уже долгое время. Очевидно, что именно это и погубит Институт окончательно. Последней каплей стало навязываемое из того же НИЦ требование подписывать новые трудовые соглашения с базовым окладом (для научного сотрудника!) менее 6 тыс. руб.

Среди научной общественности ИТЭФ преобладает мнение, что Институт решено уничтожить. Вряд ли такую задачу ставит руководство государства; скорее, здесь просто не хватает широты взгляда, понимания, что при всей важности сегодняшних проблем в завтрашний день стрелять нельзя! Науку, которую представляет наш Институт, уже недостаточно просто оставить в покое — ею надо бережно и неутомимо заниматься, ей надо изо всех сил помочь выжить. Надо искать решения совместно с научными лидерами ИТЭФ; возможно, ИТЭФ следует передать в РАН. В любом случае проблемы фундаментальной науки нельзя решать без самих ученых, и начинать это нужно незамедлительно, сейчас, завтра будет поздно.

Увы, тому государству, которое гордится природными ресурсами («Газпром — гордость России»). Настоящий объект для гордости — интеллектуальный потенциал страны. Слой хранителей его — тончайший, униженный, оплеванный — пока еще жив в недрах таких институтов, как ИТЭФ, но их очень и очень мало. Постыдна политика правителей, не желающих заглянуть в завтрашний день. Как каждая победа имеет авторов, так и каждый разгром должен их иметь. Неужели наши дуумвиры, гг. Путин и Медведев, хотят славы разрушителей того, что создано поколениями? А это и будет их слава.

Владимир Русинов,
с.н.с. ИТЭФ

1 Comment

  1. Среди научной общественности ИТЭФ преобладает мнение, что Институт решено уничтожить- также как и всю остальную науку с 1991 г это уже очевидно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: