Помните эпизод из начала рассказа Артура Конан Дойла «Скандал в Богемии»? Или аналогичный эпизод из первой серии советского фильма про Шерлока Холмса «Знакомство»? Холмс задает Ватсону вопрос: сколько ступенек у лестницы, ведущей на Бейкер-стрит. В фильме Ватсон отвечает неуверенно (восемь? семь?), а в книге и вовсе не берется ответить — не знает. А ведь он проходил по этим ступеням сотни раз.
С выдающимся памятником архитектуры, отметившим в минувшем году свое 450-летие, такая же точно история.
Все знают, где он находится — в Москве, на Красной площади. Всем кажется, что они знают, как он устроен. Всем кажется, что они знают, как он называется. Однако спроси любого: «В честь чего освящен главный престол того красивого собора около Кремля?» — и в абсолютном большинстве случаев получишь ответ: «Василия Блаженного», — хотя сам блаженный Василий был причислен к лику святых только через 27 лет после достройки Покровского собора.
Спроси: «А сколько куполов у собора?» — и получите ответ: от 4 до 12. Хотя на самом деле их — одиннадцать, если считать главки над центральным шатром и колокольней.
Храм Василия Блаженного, он же собор Покрова на Рву — прекрасный пример того, что все видели, но мало кто знает. Недавний юбилей — хороший повод рассказать в сжатом виде о самом известном храме то, о чем знают не все.
Только факты
Почему Покрова? Мы все хорошо помним, что великий князь Иван IV, он же Грозный (как писали о нем однажды в зарубежной энциклопедии: «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем») брал Казань и Астрахань брал (но не Шпака). После каждой значимой победы ставились на Красной площади возле стоявшей там белокаменной Троицкой церкви храмы — с посвящением тому святому, чья память праздновалась в тот или иной день победы. Когда война закончилась, скопилось восемь деревянных церквей. По окончании войны Грозный повелел все храмы выстроить уже в камне.
Вероятно, так и стояли бы восемь храмов где как (к примеру, как на Торгу в Новгороде), если бы не зодчий (зодчие). То ли это были мастера Барма и Постник, то ли один — Иван Яковлевич Барма, но решение получилось гениальным — поставить на одном подклете (основании) восемь каменных столпообразных храмов вокруг девятого — главного. Главный же храм посвятили Покрову — ибо 1 октября были взорваны стены Казани и город был взят. Отсюда и название — Покрова на Рву.
Строили храм с 1555 по 1561 год по очень интересной технологии. Во время реставрации выяснилась важная деталь: перед постройкой из деревянных брусьев был возведен деревянный каркас — 3D-инструкция для каменщиков, по которой делали кладку. До конца XVI века Покровский храм стал самым высоким зданием в Москве (в 1600 году его переросла колокольня Ивана Великого).
Откуда же взялся Василий Блаженный? Храмы строились не в чистом поле — Москва в центре своем уже в XVI веке представляла собой оживленное место. Там, где ставили обетные храмы, располагалась могила чтимого московского юродивого — Василия Блаженного. В 1588 году к собору пристроили десятый храм — над могилой юродивого, которого признали святым. Позже в соборе появился и одиннадцатый престол — во имя другого Блаженного, Иоанна.
К слову о куполах. Первоначальной формы их мы не знаем, изображения в Лицевом своде 1560-х годов весьма условны. Точно известно, что фигурные главы появились после пожара 1595 года («Во дни благочестивого царя Феодора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты». Иностранцы видели в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока».
Легенды
Связано с собором и множество исторических легенд. Две самые известные из них упоминают самых грозных правителей страны. По одной из них Иван Грозный повелел ослепить архитектора (-ов) — дабы потом ничего лучшего он (они) не сделал(и). Впрочем, это не помешало Постнику (если он строил Василия Блаженного) потом трудиться над строительством Казанского Кремля.
Говорят, что почти 400 лет спустя, в 1936 году, Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор — освободить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Говорят, что он заказал макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его — р-раз!..» — и с этими словами он рывком стял храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!.. »
P.S.
Хорошо известно, что храм — один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако не все видели его изнутри. Мало кто знает, что в храме действует прекрасный музей. Впрочем, музей — это тема для отдельного разговора в одном из следующих номеров ТрВ-Наука.
Алексей Паевский
> Рака св. Василия Блаженного, Фото Snakko, Википедия
Всё-таки Shakko.
Скорее всего так. Здесь исправил, спасибо. Но оригинал не нашел.
Эпиграф: «Раз пошла такая пьянка — режь последний огурец» :-)
В HTML-версии нет колонки г-жи Фрумкиной из последнего номера (98-й), иначе я бы написал это в комментариях там. Есть ошибка: В.В. Налимов — доктор не математических (такой степени в номенклатуре вообще нет!), а технических наук. Хоть PDF-версию подправьте, что ли.