Сексуальная эволюция

Ридли М. Секс и эволюция человеческой природы / М.: Эксмо, 2011. — 448 с.

Мэтт Ридли (Matt Ridley), известный нам по книге «Геном: автобиография вида в 23 главах», продолжает исследовать природу человеческой особи, пытаясь доказать, что «люди — это всего лишь животные, обладающие инстинктами, обучаемыми немного лучше, чем инстинкты других животных». А раз так, то никакого иного смысла существования человека, кроме репродуктивного, под который его инстинкты и заточены, быть не может. Все остальные аспекты человеческой жизни так или иначе подчинены этой естественной биологической цели. Двигателем же нашей эволюции ученый соответственно считает половой отбор. Другими словами, мы эволюционировали лишь постольку, поскольку это было необходимо для удовлетворения наших сексуальных потребностей и поиска наиболее эффективных способов размножения. Такова будет картина, если кратко пересказать новую книгу М. Ридли.

На самом деле, книга не так проста, как может показаться при поверхностном изложении. Да, с одной стороны, автор сильно упрощает и биологизирует природу и психику человека. Многие формы поведения, а также речь и ряд мыслительных операций низводятся до обычных инстинктов. Формулировки вроде «инстинкт именования целого» или «инстинкт обобщения класса объектов» как-то сильно режут слух, не говоря уже об «инстинкте не заниматься сексом с друзьями детства». Другие идеи, высказанные автором, легко могут послужить оправданием промискуитету, полигамии, адюльтеру и мужскому шовинизму. Хотя по этому поводу М. Ридли уверяет нас, что его задача — описание, а не предписание, тем самым открещиваясь от любых попыток этического или социально-политического истолкования сделанных им выводов. «Идея о ментальных различиях полов, — пишет ученый, — не может служить оправданием для тех или иных типов (анти-) социального поведения». Однако, как учит история, очень даже может…

С другой стороны, трудно поспорить с некоторыми фактами, касающимися, например, все тех же различий между полами. Современная политкорректная наука, находясь в тисках общественного мнения, склонна игнорировать или недооценивать биологические предпосылки гендерных особенностей, объясняя их происхождение исключительно культурными и социальными наслоениями. Мэтт Ридли политкорректностью не заражен, а потому не боится называть вещи своими именами и рассуждать о различиях между мужчинами и женщинами как о естественных и само собой разумеющихся.

Ученый вообще считает, что мы слишком переоцениваем роль воспитания и культуры в развитии человека. Но при этом умело лавирует между различными теориями и концепциями, особенно такими, которые противоречат друг другу. Он решительно бросает вызов тем, кто считает, будто все особенности психики человека генетически запрограммированы. И с той же решительностью готов подписаться под утверждением, что универсальные для всех людей качества записаны в их генах. Наша психика, дипломатически заключает Ридли, пронизана неразделимым подвижным переплетением культурных и биологических факторов.

Несмотря на громкое название, поклонники «Камасутры» вряд ли найдут в книге что-то полезное для себя. Книга скорее придется по вкусу «естественникам» и академически продвинутым читателям, которым свойственна определенная доля цинизма по отношению к природе человека и смыслу его существования. Гуманитарии вроде меня и идеалистически настроенные читатели утешатся признанием автора в том, что «половина идей, высказанных в этой книге, — наверняка ошибочна».

Игорь Павлов

1 Comment

  1. Игорь Павлов легко может работать библиотекарем, рецензентом или продавцом в книжном магазине — обзоры получаются неплохие. Только от себя в профессиональной области знаний, видимо, сказать нечего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: