Может ли животное использовать в качестве орудия труда предмет, которым не пользуется в естественных условиях и которым ему очень неудобно манипулировать? Оказывается, может. Специалисты кафедры когнитивной биологии Венского университета (Department of Cognitive Biology, University of Vienna) и Института этологии Конрада Лоренца (Konrad Lorenz Institute for Ethology) соблазнили арахисом новозеландского попугая кеа (Nestor notabilis), и птица взялась за палку, чтобы добыть лакомство.
Палка, пожалуй, самое распространенное орудие труда у приматов, но другие животные применяют его крайне редко. Среди птиц регулярно пользуются палочками только два вида: дятловые вьюрки и новокаледонские вороны. Ухватив клювом черешок листа, веточку или длинную колючку, они выковыривают из щелей насекомых и личинок. Однако в лабораторных условиях орудия труда нередко начинают использовать те, кто никогда не делал этого в дикой природе. Например, грачи под руководством специалистов Кембриджского университета (University of Cambridge) и Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary University of London) научились вставлять тонкую веточку в вертикальную трубочку и надавливать ею на подвижную платформу, чтобы получить лакомство. У грачей нет физических препятствий к использованию палочки, как и у вьюрков и новокаледонских воронов, клювы у них прямые, поэтому птицы без труда берут веточку за кончик, так что она становится как бы продолжением клюва, и прицельно ею действуют. А у попугаев кеа клюв кривой, и они могут ухватить палочку только сбоку. В естественных условиях им веточки вообще не нужны: насекомых они выковыривают не из древесных щелей, а из-под камешков, и гнезд не вьют — несторы устраиваются в небольших пещерках. То есть ни физических, ни экологических предпосылок к использованию палки как орудия труда у N. notabilis нет. Но австрийские исследователи попробовали вынудить к этому нескольких попугаев, пойманных в природе.
Перед попугаем ставили деревянный ящик с прозрачной пластиковой передней стенкой, которая не доходила до дна, образуя щель высотой 4 см. В центре стенки было проделано отверстие диаметром 3,5 см. Внутри ящика находилась наклонная алюминиевая плоскость со столбиком-платформой, и на эту платформу экспериментаторы ставили открытую коробочку, а в ней — арахис! Устоять невозможно, а как достать? Для этого требуется просунуть в отверстие одну из прилагаемых палочек диаметром 2 или 1 см и длиной 20 см и столкнуть коробочку с платформы. Она опрокидывалась, и лакомство по наклонной плоскости скатывалось в щель, к ногам умелой птицы.
Попугаи сообразили, как надо действовать, они хватали палочки и тыкали ими в прозрачную стенку, иногда даже пропихивали свое орудие в отверстие, но не попадали по коробочке, потому что не могли ухватить палочку так, чтобы ею удобно было манипулировать, — мешала кривизна клюва.
Наконец особо талантливый попугай по кличке Кермит разработал сложную технологию сшибания коробочки. Он брал палочку клювом сбоку, у ближайшего к прозрачной стенке конца, и пристраивал этот конец перед отверстием. Затем перехватывал палочку одной ногой примерно в середине, вставлял в отверстие и «досылал» внутрь, ухватившись клювом за другой конец палочки. Эти манипуляции требуют хорошей координации движений, поскольку в них задействованы и лапа, и клюв. Но Кермит справился.
Исследователи набрали еще пять взрослых самцов несторов и предложили им поучиться у Кермита. С расстояния в один метр птицы наблюдали, как Кермит раз за разом поражает коробочку с арахисом, а затем им предлагали самим попробовать. Эту премудрость попугаи постигали с разным успехом. Двое, Тэмми и Брюс, так и не научились доставать арахис и выбыли на первом этапе исследования. Еще двое, Пик и Фровин, освоили технику Кермита, а Люк, хотя и возился дольше всех, зато разработал собственный метод. Ухватив палочку близ конца, он клал ее на край отверстия и проталкивал внутрь, перехватывая клювом, а лапами себе не помогал.
Но ради чего попугаи проявляют чудеса ловкости и изобретательности? Точно ли они хотят добыть орех, или им просто нравится коробочки сбрасывать? Для уточнения мотивации кеа им ставили на платформу попеременно коробочки двух цветов, зеленую и красную, причем приманку клали только в одну из них: Кермиту и Фровину — в красную, Люку и Пику — в зеленую. Поначалу все несторы сшибали все коробочки подряд, но затем научились выбирать и сталкивали только ящичек нужного цвета, с приманкой, а в других случаях даже не брались за палочку. Кстати, в этом испытании самым сообразительным оказался не Кермит, а Фровин.
Итак, попугаям чужда жажда разрушения, их интересует арахис, и они научились его доставать, используя технику, которой не знали во время вольной жизни. Но, быть может, ученые переоценили способности попугаев, и они не целятся палочкой в коробочку, а просто вставляют ее в отверстие и шуруют там до тех пор, пока не заденут приманку на платформе? Может ли птица наводить орудие труда, а не просто им размахивать?
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, исследователи выставили кеа ящик с двумя отверстиями и двумя платформами, на которые одновременно ставили зеленую и красную коробочки. Коробочку с приманкой располагали то справа, то слева от пустой, ближе или дальше от передней стенки, или же обе коробочки размещали на одном уровне. Задача попугаев заключалась в том, чтобы сталкивать палочкой именно ту коробочку, в которой спрятан орех. Во время тестирования птицы делали правильный выбор в среднем в 70 % случаев: они совали палочку именно в отверстие, находящееся напротив платформы с орехом, причем ее расположение не влияло на выбор птицы. Это означает, что кеа поняли задачу и наводили палочку на нужную цель, но при этом сталкивались с определенными трудностями. Не исключено, что попугаи просто промахивались из-за того, что им неудобно удерживать палочку в изогнутом клюве, да еще ногой перехватывать. Так что они метили в одну коробочку, а попадали в другую, поэтому добыть арахис у них получалось не всегда.
Итак, кеа, которые не употребляют палочки и веточки для оборудования жилища и добычи корма, т.е. не имеют ни физических, ни экологических предпосылок к использованию палки как орудия труда, тем не менее могут этому научиться. И в лаборатории они в состоянии решать задачи, с которыми им никогда не приходилось сталкиваться в природе.
Наталья Резник
Alice M. I. Auersperg, Ludwig Huber and Gyula K. Gajdon. Navigating a tool end ck-tool use in kea (Nestor notabilis), Biology Letters, doi:10.1098/rsbl.2011.0388
Человек слишком возвичивает себя, считая остальные биологические системы предельным примитивом. Отсюда и восторги, и удивление в глазах незнающего. За этим самомнением и постоянным самозовеличиванием человек незаметно для себя сам превратился в предельный примитив — в ничего не понимающего и не знающего дикаря.
В нашем мире действуют универсальные и всеобъемлющие Законы Природы (совсем не те, что придумала для «пущей важности» наука), одним из которых является Закон Иерархии по фактическим достоинствам. Так вот на основании этого Закона, все биологические системы обладают инетллектом в меру их структурного «достоинства», а мышление организовано на одном и том же свойстве химических элементов.
«мышление организовано на одном и том же свойстве химических элементов»
не подскажете, не каком именно?
К сожалению, в двух словах не «подскажешь». Это целая, совершенно новая, физика материи. Реальная физика, как она есть на самом деле, а не «научная» заболтуха. Вы просто не готовы сразу понимать на уровне этой физики — её надо сначала долго изучать.
Скажу только, что наш мир организован вовсе не на математике или механике, он организован не на «всемирной гравитации» Ньютона или «искривлённой» относительности Эйнштейна и прочих хитроумных, но ложных измышлениях науки. Он организован совершенно на других принципах, которых Вы ещё не знаете.
ну допустим, я не знаю. Дадите хотя бы адрес просветительского сайта? Или это какие-то секретные разработки?
Так, видимо пришла пора тут банить всех этих «сверхсекретных» фриков.
ФТопку. Резвитесь и мусорите, ребята, где-нибудь еще.
Вот, наглядный пример сторожевого пса от лженауки, которые и не хотят давать дорогу инакомыслию — их пустая и постыдная по существу трепотня важнее.
А как же, господа, России делать прорыв из тупика науки в сторону модернизации экономики, к котрой призывает президент? Без новых знаний ничего не получится!
Именно руками таких наглых «фриков», для прикрытия своей истинной политики называющих себя русским именем Максим Борисов, и делается «научная» ложь и фальсификации, «посвщающие» весь нард в невежество.
Оставайтесь, господи Максим, со своими пустыми ротозейскими сплетнями. ФТопку.
все, лебединая песня
ЭТО ТОГДА БЫЛИ ТРОЛИ