В последние годы правительство быстро наращивает финансирование избранных вузов. МГУ и СПбГУ получат в 2012 году только по прямым федеральным ассигнованиям более 20 млрд рублей. Остальным повезло меньше, но всё же появилась целая группа университетов, располагающих вполне солидными ресурсами благодаря различным программам Минобрнауки.
Столь масштабные государственные вливания начинают работать. Один из способов продемонстрировать это заключается в подсчете публикаций в признанных международных научных журналах.
По данным библиометрии, в подавляющем числе российских естественнонаучных вузов исторически наиболее развиты физические дисциплины. Поэтому логично измерить динамику публикаций именно в авторитетных физических журналах. В качестве таковых удобно принять издания Американского физического общества: «литерные» Physical Review, Phys. Rev. Letters и Phys. Rev. Accelerators and Beams. Журналы APS хорошо известны в России, покрывают широкое поле физических направлений, в них налажены качественное рецензирование и оперативная индексация в библиометрических базах.
Но есть у выбранной метрики и серьезный недостаток: «братские могилы» — статьи коллабораций в физике высоких энергий сильно сбивают статистику. Поток публикаций с нескольких экспериментов на БАК в последние годы быстро растет, и каждая такая статья идет «в копилку» для пары сотен организаций и множества соавторов. С другой стороны, участие россиян в коллаборациях уровня ATLAS можно только приветствовать.
Как видим, МГУ, НГУ и Физтех в 2005-2011 годах смогли значительно улучшить свои позиции. Списать такой прогресс только на «братские могилы» и внешние факторы сложно. В то же время ряду амбициозных университетов добиться такого успеха еще только предстоит. Однако сильнее всего огорчает тот факт, что вузы «второго эшелона» (классические и технические университеты крупных городов), как правило, имеют лишь единичные публикации в журналах APS.
По нескольку статей в год есть у нижегородского, саратовского и пары томских университетов, но, по международным меркам, это крайне мало. Так, у большинства исследовательских университетов мира счет идет на десятки статей в Physical Review в год.
В качестве примера я хотел бы привести случай Университета Гранады, ничем не выдающегося крупного испанского вуза. Его преимущество над российскими университетами становится очевидным, если сравнить соотношение публикаций в Phys. Rev., написанных без иностранных соавторов. В МГУ в 2000-2011 годах таких статей было 15,5 %, а в Университете Гранады — 34,8 %. Иными словами, российская физика до сих пор во многом живет за счет иностранной.
Но, несмотря на невыгодные сравнения, показатели российских вузов свидетельствуют о двух позитивных изменениях:
— научных результатов, достойных опубликования в авторитетных физических журналах, стало больше;
— сотрудники вузов активней стремятся публиковать свои результаты в иностранной научной периодике.
Предполагаю, что вводимые передовыми университетами денежные поощрения за публикации в международных журналах приведут к дальнейшему росту числа статей в изданиях уровня Physical Review. В любом случае уже достигнутые на сегодня результаты позволяют говорить о возрождении отечественной физики, пусть даже это возрождение сильно затруднено административными и кадровыми проблемами и затрагивает лишь некоторые организации.
Иван Стерлигов,
независимый журналист
Состояние науки и _высшего_ образвоания в России и Украине описано в стаких статьях:
1) Shiyan, Anatoliy A. and Nikiforova, Liliya O., Why Do Inefficient Innovation Institutions Exist in Russia and Ukraine? Mechanisms for Correcting Them (January, 07 2012). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1981199 .
2) 20. Shiyan, Anatoliy A. and Nikiforova, Liliya O., Index for Measurement of the Level of Tertiary Education in Developing Countries: Theory and Application (April 1, 2012). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2032488.
Интересно бы знать мнение о полученных там результатах.
Если они _правильные_ тогда ситуация есть _летальная_. И нужны не «улучшения», а Реанимация»…