Приняв посильное участие в оформлении и пропаганде научно-образовательной колонны на шествии 12 июня, попробую высказаться по поводу результата. Как обычно, есть хорошие и плохие впечатления. По традиции, начнем с плохих.
Больше всего впечатление испортили массовики-затейники, шедшие перед колонной с «матюгальниками» и диктовавшие «кричалки». Кричалки были всякие, в том числе изрядно левацкие, но дело даже не в этом (в принципе, в научно-преподавательской среде левые настроения весьма распространены). Основной диссонанс был, скорее, стилистическим. Я как-то писал про празднование Нового года в академическом институте, ведомое массовиком-затейником с попсой и цыганами. Здесь примерно то же ощущение. Идут весьма заслуженные умные люди (я видел одного академика, двух членкоров и пару дюжин докторов-профессоров), а впереди шагают активисты комсомольского возраста и задора и диктуют им глуповатые кричалки. Чушь собачья!
Справедливости ради надо сказать, что «микрофон» был свободным, каждый мог сказать что-то вразумительное. В частности, меня просили произнести что-нибудь, но мне попросту ничего достойного не пришло в голову — задним числом я понимаю, что следовало бы сказать, а в тот момент «заклинило».
На самом митинге данные активисты устроили из остатков колонны сепаратный митинг с мегафоном. Было очень неприятно слушать интерферирующих ораторов, и вообще сепаратный митинг средь общего — это как-то не по-человечески. Я попросил активистов закруглиться, но в ответ услышал, что те, на главной трибуне, «сливают протест» и нечего их слушать. После чего я удалился вместе с шаром, служившим маркером колонны, на достаточное расстояние, чтобы не ассоциироваться с сепаратным митингом. Вслед мне прозвучало вялое «позор!».
Вообще стилистика последних крупных митингов оставляет желать лучшего (за исключением первого на Болотной) и явно уступает качественному составу участников. Эпизод на Сахарова зимой — Навальный что-то кричит, взывая: «Да или нет!?». Публика вокруг «загробными» голосами мычит «даааа…», после чего все покатываемся со смеху. Так умная аудитория демпфирует риторический китч ораторов. Зачем Навальный использует подобные приемы — загадка: в обычных обстоятельствах его речь и тексты адекватны. Видимо, живет стереотип, что на митингах надо кричать и «заводить» толпу. Но это уже далеко не толпа.
Перейдем к хорошим впечатлениям.
Благодаря колонне лично я увиделся с массой людей из тех, которых хотел бы увидеть, и познакомился со многими из тех, с кем бы хотел познакомиться. Даже сделал заказ на научно-популярную статью. Ощущение праздника было сильнее, чем на предыдущих митингах, благодаря повышенной концентрации лично и виртуально знакомых вокруг колонны. Очень хорошо, что колонну заметили СМИ, в том числе центральные телеканалы. Очень хорошо, что основной организатор колонны Григорий Колюцкий выступил на митинге.
В заключение состоялся забавный импровизированный «перфоманс» — выпуск гелия из шара. Шар многоразовый и еще пригодится. Но 7 кубов гелия пришлось выпускать в атмосферу. Есть интересный физический эффект. Скорость звука в гелии существенно выше, чем в воздухе. Поэтому, когда человек набирает в легкие гелий и на выдохе что-то говорит, голос получается намного выше. И люди друг за другом вдыхали выпускаемый гелий и писклявыми голосами выкрикивали «Путина в отставку!», «Мы здесь власть!» и т. п. Окружающий народ хохотал. Это был весьма здоровый смех.
В целом оцениваю затею с колонной как более-менее удачную и заслуживающую развития. Пользуюсь случаем выразить за это признательность Григорию Колюцкому.
Ну, а на ошибках учатся. В следующий раз не надо никаких кричалок и массовиков-затейников. Не надо никаких расхожих проклятий — уже смешно. А что надо? Зачем вообще нужны митинги?
Нам самим они нужны прежде всего для «развиртуализации». Основное движение к чему-то новому происходит вне митингов. Инфраструктурой, на которой растет гражданское общество, стала сеть. Но иногда это общество должно собираться живьем, чтобы люди посмотрели друг на друга, чтобы убедились в реальном существовании огромного числа единомышленников и увидели, как они выглядят. И это вдохновляет! В этом плане колонна особенно полезна тем, что собирает людей одного круга. И самое важное, что она может дать, -личное знакомство. Вместо кричалок надо представить колонне значимых людей, дать им высказаться или хотя бы помахать рукой.
И, конечно, митинг показывает всей стране и миру огромную массу людей, открыто посылающих власть лесом и нащупывающих пути к переменам. Чем спокойней, чем умнее и чем интересней выглядит эта масса людей, тем она убедительней для страны и страшней для власти. Вот и надо подумать над тем, чтобы научнообразовательная колонна на следующем митинге была спокойней, умней и интересней.
Борис Штерн
Фото Е. Шеваля
Маленькие фотографии сделаны камерой, закрепленной на белом шаре.
Автор идеи и фотографий — участник Марша Алексей.
Хорошо. Согласен с автором.
Но в то же время, совсем недавно Пупу приезжал в Академию Наук и, как обычно, опоздал. Академики, член-коры и все-все-все стояли и ждали пока их пустят. Хороший друг семьи ушел, ему плевать на нашу власть, он — Ученый. А остальные как послушные овцы в загоне. И, практически, никто не возмутился в итоге таким хамским поведением.
А если бы все разошлись, был бы международный скандал.
Пока даже ученые позволяют с собой так обращаться и верить путиноидам и зомбоящику, что уж ждать от простых обывателей.
Но текст этой статьи понравился, в этом марше не участвовал, а на Сахарова в декабре было классно, хоть и холодно :)
Друзья, Борис!
Реализация задумки удалась.
Но надо идти дальше.
Предлагаю:
Надо собираться не на улице, а в зале.
Дать интернет-обявление,Составить программу такой встречи. Поднять 1-2-3 вопроса.
Постараться обсудить их,найти решение.
Принять документ. Послать его…..(куда надо).
Ведь дедушка Ленин все это прошел.
И надо его наработками пользваться.
Проблем в РАН- океан.
Борис, а не пора ли подумать о том, что российская наука не на этих «писклявых» демонстрациях, а в лабораториях всего мира… и начать взрослый разговор с диаспорой.
Две тенденции.
Чтобы осознать какие катастрофические ловушки может ненароком подстроить себе и обществу новый министр образования, обозначим условно (очень условно) два основных негативных явления (тренда) в нашей науке.
I) Тренд Жлобы ( «успешные» и «состоявшиеся» ).
В наше время 85% (или меньше ? ) кандидатских и докторских диссертаций представляют собой пустопорожнюю чушь и написаны из банальных карьерных побуждений (ради должностей и зарплат). Когда-то Лимонов написал, что диссертация нужна и полезна лишь тому, кто её пишет. Это было отношение поэта и работяги к чисто теоретическим изысканиям, к формальной логике и абстрактным построениям. И в те далёкие уже времена с ним можно было бы и не согласиться. Не важно, что химик, математик или лингвист напридумывал и наоткрывал чего-то отвлечённого, узко специального и далёкого от реальных потребностей населения. Не очень важно. Лишь бы это было верно, не совсем тривиально, содержательно, не являлось ложью или фальшивой подтасовкой. Нет, с лимоновской критикой той, далёкой уже, науки мы, пожалуй, не согласимся. Ему просто нравилось противопоставлять себя «образованщине». И вот с тех пор прошли десятилетия, закончился «застой», закончилась «перестройка», закончился геноцид 90-х, промелькнуло незаметно первое десятилетие 21-го века. И сегодня та наука и те далёкие диссертации выглядят гениальными шедеврами на фоне нынешних «диссертаций», к которым теперь, и в самом деле, очень подходят язвительные слова Лимонова. Как правило, это жалкая фальшивка, наукообразная ахинея или, в лучшем случае, эпигонское тиражирование уже сделанного кем-то ранее. Эту пухлую псевдонаучную галиматью с множеством таблиц и графиков, состряпанных с привлечением «эксэля» и прочих современных возможностей, просто противно брать в руки и перелистывать. На фоне таких «диссертаций» конкретные добросовестные статьи и заметки (пусть не длинные, пусть абстрактные, пусть далёкие от «практических приложений») каких-нибудь одержимых наукой физиков, математиков или химиков выглядят несравненно весомее и ценнее. Хотя бы потому, что они без вранья и имеют содержание.
Лучше бы всего этого не знать. Отравляет душу. Армия циничных и энергичных шабашников-халтурщиков штампует не только «контрольные» для студентов-заочников, но и «диссертации» для депутатов, чиновников, артистов, спортсменов и прочих желающих.
Путин, может быть, и остановил геноцид 90-х, но Путин не в состоянии убить в себе »чубайса» и остановить чудовищные дегенеративные последствия геноцида.
Узники либерально-потребительского концлагеря уже на всё согласны. И на массовое вступление в «ЕдРо», и на массовое вступление в ряды соискателей, кандидатов и докторов.
Бедные Архимед и Евклид — они совсем не кандидаты наук. А вот у нас будет страна »остепенённых». В пиджаках, в галстуках, с »мобильниками», в автомобилях. Миллионы серых ничтожеств.
На этом поспешим завершить схематичный эскиз явления »Жлобы», чтобы нас ошибочно не причислили к каким-нибудь антипутинским оранжевым недоумкам.
II) Тренд Враги (пятая колонна частично инкорпорированных в западную цивилизацию).
Лукавые Враги, красноречиво ссылаясь на растущую популяцию Жлобов, не устают подталкивать нас к тому, чтобы просто вообще всё отдать на откуп западу (иногда маскируются международным сообществом). Стать вечными послушными учениками-лакеями. Занять нижнее место в иерархии и постепенно исчезнуть как цивилизация.
Хорошо известно, что для них принципиально не существуют (и никогда не существовали) Ломоносов, Менделеев, Остроградский, Попов, Доливо-Добровольский. Процесс, кстати, не стоит на месте: если в 60-х годах, полвека назад, в западных вузовских учебниках и справочниках (даже в заокеанских) ещё встречались фамилии Чебышева, Ляпунова, Маркова, Колмогорова, Павлова, Королёва , то сегодня эти фамилии уже исчезли. Навсегда. Не было таких.
Если победит пятая колонна, то через полвека человечество навсегда забудет про Лобачевского и Гагарина.
Индекс цитирования говорите ? Да пожалуйста ! Виртуозные мастера междусобойчика обеспечат друг друга массовым цитированием и будут впускать в свою кастовую систему только своих. Даниил Гранин, Игорь Шафаревич и Лев Понтрягин просто отдыхают. Современная пятая колонна постарается создать такую непробиваемую систему фильтрации, сегрегации и научного апартеида, что написанное в публицистике Понтрягина и Шафаревича покажется цветочками. Разве иные маниакальные деятели »эха М-вы» и телеканала »совсекретно» относятся к нам лучше, чем белокурые эсэсовцы, сжигавшие наши деревни ? Кто-нибудь возьмётся утверждать, что Губин и Сванидзе относятся к Русской цивилизации лучше, чем к ней относились Гитлер и Гиммлер ? Тем более, что у пятой колонны появился козырной туз — наше технологическое отставание, возникшее за последние двадцать лет. И они будут бесконечно и неутомимо фарисействовать, призывая не изобретать велосипед. Ну а неизлечимый фашизм запада пока неплохо замаскирован многословной риторикой про конкурентоспособность и неконкурентоспособность.
На этом поспешим завершить схематичный эскиз явления »Враги», чтобы нас ошибочно не причислили к каким-нибудь упрощённым и однозначным сталинистам.
Итак, у нас новый министр. Собирается укротить Жлобов и остановить их размножение ? Это, конечно, хорошо бы. Хорошо бы. Но не закончится ли это благое намерение полной и окончательной победой Врагов ? Как заметил когда-то один литератор: стреляли-то мы в »коммунизм», а попали-то мы в Россию (хотели убить КПСС, а убили Россию).
Или наоборот. Попытается новый министр решительно разворошить осиное гнездо прозападной »научной элиты» — и, ненароком, сыграет на руку Жлобам. Нетрудно ведь представить хитрого и матёрого Жлоба, бьющего себя в грудь и проливающего крокодиловы слёзы на предмет того, что он »непризнанный отечественный гений, третируемый и подавляемый проклятыми космополитами».
Куда ни кинь — всюду клин. Нелегко быть министром.
Евгений Знак, СПб.