Крупные ученые зачастую являются неординарными фигурами. У них могут быть коллеги и сторонники, могут быть оппоненты и противники. Обычно, чем ярче фигура, тем неоднозначнее ее оценка. Книги воспоминаний обычно пишут друзья и коллеги, поэтому в них может быть представлен односторонний взгляд на личность. Однако воспоминания о выдающихся людях всегда имеют ценность. К таким ярким личностям безусловно можно отнести и Алексея Фридмана, книга о котором недавно вышла из печати.
Издательства «Добросвет» и «КДУ» при участии Института астрономии РАН (ИНАСАН) выпустили (к сожалению, довольно маленьким тиражом) книгу, посвященную памяти крупного ученого в области теоретической физики и астрофизики, специалиста по устойчивости плазмы и коллективным процессам в гравитирующих системах, удивительно многогранного человека, академика и трижды лауреата Государственной премии РФ Алексея Максимовича Фридмана. Книга довольно необычна. В ней почти нет официоза. Ее основу составляют многочисленные и очень живые очерки и воспоминания, написанные друзьями и коллегами (всего около сорока авторов). Рассказ в основном, конечно, идет о Фридмане и его научных поисках, о его семье, но заодно и о том времени, той науке, которая была в нашей стране не так уж много лет назад.
Очерки очень неоднородные по стилю, но теплые и эмоциональные по содержанию. Человек яркого таланта, с необыкновенно широким кругом интересов — от теоретической физики до театра и поэзии, эрудированный в самых различных областях человеческих знаний, великолепный спортсмен (обладатель шести спортивных разрядов по разным видам спорта, включая бокс и самбо), А.М. оставил яркий след в жизни очень большого числа людей. В книге читатель найдет воспоминания его друга члена-корреспондента РАН А.Б. Михайловского, в тесном контакте с которым начался его путь в науку в 60-е годы, академиков Л.М. Зеленого и А.М. Черепащука, иностранного члена РАН, бывшего президента Киргизской республики А.А. Акаева, друга детства и коллеги А.М. — В.Л. Поляченко, с которым не прерывались отношения и сотрудничество до конца жизни, многочисленных учеников и коллег А.М., ряда видных иностранных астрофизиков, а также воспоминания его дочерей и родственников. Эти очерки охватывают практически весь жизненный путь Фридмана — от раннего детства до конца жизни. И, несмотря на разные ракурсы, под которыми авторы очерков освещают жизнь и творчество Фридмана, и разный характер отношений, которые их связывали, практически все отмечают одну сторону его характера, поражавшую всех. Это — его непредсказуемость, безудержная, неистощимая энергия, жизненная активность, неукротимая напористость в достижении поставленной цели (нередко создававшая сложности в общении с коллегами), фантастическая работоспособность. И при этом — яркий научный талант и преданность науке.
Интересующимся научными достижениями Фридмана и его коллег будет особенно любопытно прочесть об истории развития теории планетных колец, разработанной вместе с автором очерка, Н.Н. Горькавым, и узнать о причинах ее неприятия на Западе, а также об истории термояда, написанной ее активным участником А.Б. Михайловским.
Анатолий Засов,
докт. физ.-мат. наук, ГАИШ МГУ