Общее собрание Российской академии наук 22 мая 2012 года примечательно тем прежде всего, что в его работе принял участие президент РФ, который выступил на этом собрании и прослушал затем выступление президента РАН. Содержание выступлений В.В. Путина и Ю.С. Осипова — это тема для отдельного обстоятельного обсуждения, которое уже в той или иной форме нашло свое отражение в СМИ, Интернете и на сайте РАН ras.ru. Не углубляясь в обозначившиеся при этом проблемы, отметим здесь лишь несколько примечательных нюансов, связанных с ОС, которому 21 мая предшествовали общие собрания Отделений РАН.
На общем собрании Отделения физических наук возник вопрос о заявлении ОС ОФН, которое было адресовано ОС РАН еще в мае 2010 года. На это заявление и последующее развитие событий уже неоднократно обращалось внимание в печати, в частности в таких изданиях, как ТрВ-Наука № 54 (2010), № 78 (2011), «Вестник РАН» № 9 (2010), «Научное сообщество» № 5 (2010), № 4 (2012) и др.
Академик А.А.Славнов напомнил собравшимся, что тогдашнее решение ОС ОФН РАН до сих пор не выполнено, а обсуждения этого вопроса на Бюро ОФН не дали каких-либо реальных результатов. Между тем ОС ОФН является высшим органом Отделения физических наук, и его решения должны исполняться структурами Отделения. Некоторые выступавшие полностью поддержали позицию А.А. Славнова, другие выступали менее отчетливо, признавая тем не менее наличие определенной неудовлетворенности внутренним состоянием РАН, третьи же ссылались на непонимание и невозможность принимать решения «с голоса». Вопрос о позиции других Отделений РАН тоже как-то повис в воздухе. Ответов от других Отделений РАН вроде бы не поступало, но и ОФН РАН с каким-либо запросом по этому поводу к ним не обращалось. В итоге собрание не дошло до результативного обсуждения сложившейся ситуации, включая также и поднятый ранее вопрос о создании ревизионной комиссии РАН. Как уже неоднократно отмечалось, подобные случаи свидетельствуют о замедленности и вялости реакции РАН на складывающуюся вне и внутри нее ситуацию.
На следующий день, утром 22 мая, около нового здания РАН можно было наблюдать удивительную для данного места картину: тысячная толпа ученых в виде причудливо извивающейся очереди около часа дожидалась прохода в здание. Эта картина каким-то странным образом перекликалась с недавними московскими бульварными гуляниями известных писателей, а также с сидениями и лежаниями у памятника Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах, в сквере у высотки на Баррикадной и в других местах. В очереди у здания РАН не было, естественно, никаких спальных мешков, как на Чистых прудах, но стулья появились, поскольку у некоторых немолодых ученых уже не было сил стоя переносить подобное испытание, которое, судя по всему, было организовано более действенной организацией, чем РАН.
Помнится, однако, что предыдущий визит В.В. Путина в это же здание не стал причиной столь массового и продолжительного «народного гуляния». Желающие могут поразмышлять на тему о том, есть ли в этом факте какой-либо глубокий знаковый смысл или же это просто флук-туационное проявление деятельности ФСО. Разумеется, визиты и даже просто перемещения первых лиц по городу всегда сопряжены с некоторыми сопутствующими неудобствами для прочих граждан, но при этом хотелось бы всё-таки, чтобы усердие должностных лиц не превозмогало рассудок, порождая или «народные гуляния», или полное опустошение московских улиц.
Следующее испытание, к счастью, менее тяжкое, хотя и сравнимое по длительности с утренним, происходило уже днем в Большом зале РАН. В предварительно разосланной повестке ОС РАН выступление В.В. Путина не было обозначено. Утром предполагалось заслушать вступительное слово президента РАН Ю.С. Осипова, утвердить Отчет о деятельности РАН в 2011 году и после выступления главного ученого секретаря РАН В.В. Костюка принять постановления. (На этот порядок, кстати, обратил внимание А.А. Славнов, отвечая на замечание о невозможности принимать решения «с голоса».) После обеда, с 16 часов, предполагалось вручение наград РАН и заслушивание лауреатов.
Непосредственно перед началом заседания 22 мая участникам раздали измененную повестку дня, где в 13 часов было обозначено выступление В.В. Путина За 10 минут до этого часа зал был уже полон, и началось ничем не занятое 40-минутное ожидание, сменившееся затем показом фильма о РАН, который еще через минут 7 был прерван ради дальнейшего «чистого» ожидания, длившегося еще без малого минут 20. Наверное, эту тысячу человекочасов можно было бы использовать как-то более рационально и эффективно, но получилось как всегда…
Таковы отдельные, но достаточно примечательные детали нашего современного (и не только академического) бытия, которые тоже не должны оставаться за пределами нашего внимания. Как сказал поэт, “To see a world in a grain of sand…”
Александр Самохин
Ерунда все это