Так получилось, что я был одним из тех, кто предложил идею Научно-образовательной колонны на Марше Миллионов 12 июня и вложил много сил и времени в реализацию этой затеи. Теперь пришло время отчитаться — объяснить, что было сделано, как это получилось и зачем мы это делали.
Первая проблема, которую постоянно приходится преодолевать, — слова подводят. Эксперименты с постмодернизмом довели русскую культуру до очень тяжелого состояния: употребление многих важных слов замылено до полной потери смысла. Например, «политика» в сегодняшнем русском языке уже ругательство… Или слово «вера» в бесконечных обсуждениях в духе: «Верите ли вы в возможность построения гражданского общества в России?».
Что ж, прорвемся и через это. Дикости и мракобесию можно противопоставлять только просвещение. Политика — это технология агрегации интересов. Не более того.
А вот сама технология уже зависит от уровня развития общества: редко достигаемый идеал — принятие решений консенсусом.
Это когда все друг друга выслушали, поняли и достигли согласия. Так работают Ассамблеи на уличных акциях Оккупай. Ну, а если достичь консенсуса не получилось, то мы делаем шаг вниз и голосуем — выясняем, чья точка зрения поддерживается большинством. Тут, кстати, важно отличать демократию от демократического централизма, с которым нас так близко познакомили большевики: при демократии мнения меньшинств услышаны и учтены с некоторым ненулевым весом. Меньшинства при демократии не подвергаются репрессиям: в частности, оппозиционных ученых не сажают на «философский пароход», не отправляют в лагеря по шарашкам, не расстреливают за занятие «буржуазной наукой» и т.д.
По-моему, сегодня России жизненно необходим ликбез по общественным наукам, и прежде всего по собственной истории. Очень хочется, чтобы гражданское общество перестало быть предметом веры. Ведь, на самом деле, речь идет о системе институтов, которую можно выстроить — надо лишь этим заняться. И об одной важной привычке — привычке тратить по несколько часов каждую неделю на общественную деятельность.
Вернемся к 12 июня. Я исхожу из рабочей гипотезы, что в Россию возвращается публичная политика. Это означает, что профессиональному сообществу ученых, преподавателей и учителей предстоит самому завоевывать место во внимании общества к собственным проблемам. Нужны собственные СМИ, собственные (не имитационные!) профсоюзы и собственные политики. А начать надо было с того, чтобы заявить о нашем существовании (недавно популярный у хипстеров журнал «Афиша» опубликовал десятки гражданских манифестов — среди авторов не было ни одного ученого…).
Именно это и было сделано накануне 12 июня: ученые заявили российскому обществу о нашем существовании. Технически это выглядело так. Мы объявили о создании Научно-образовательной колонны: завели группы в соцсетях (в Facebook и «ВКонтакте»), создали соответствующие события, стали приглашать людей всеми доступными способами, в том числе телефонными звонками, рассылками по спискам научных семинаров и т.п. Нас поддержали многие СМИ и оппозиционные политики.
Мы собрали вместе больше десятка разных инициативных групп в школах, вузах и институтах; в частности, инициировали создание таких групп в нескольких вузах, среди участников один из немногих настоящих независимых профсоюзов — «Учитель». Также по факту мы создали новую площадку для обсуждения наших проблем и воплощения этого обсуждения в солидарное действие — вышеупомянутые группы Научно-образовательной колонны в Facebook и «ВКонтакте».
Основными темами, объединившими протесты ученых, преподавателей и учителей, стали борьба против принятия имитационного образовательного Стандарта, сохранение ИТЭФ, защита вузов и школ от рейдерских захватов под видом слияний. Эти разрозненные на первый взгляд проблемы объединены общими политическими причинами — феодализмом, вертикалью власти. Если сохранение ИТЭФ противоречит бизнес-интересам членов дачного кооператива «Озеро», то ученые поддерживают политическую оппозицию. Если все известные школьные директора боятся публично выступать против Стандарта, то школьные учителя выходят на улицы с требованием самоуправления. Ведь директора боятся быть уволенными так же, как это случилось со ставшей всероссийски известной учительницей из Петербурга, которая отказалась фальсифицировать выборы.
В рамках подготовки Научно-образовательной колонны мы провели пресс-конференцию с участием академика РАН, президента Московского математического общества В.А. Васильева, замдиректора по науке лицея «Вторая школа» А.К. Ковальджи, заведующего лабораторией физики элементарных частиц ИТЭФ им. А.И. Алиханова А.А. Ростовцева и моим. Тема была заявлена: «Почему образование и науку в России надо защищать от проводимых государством реформ», вел заседание сопредседатель профсоюза «Учитель» А.Н. Демидов. Было содержательное обсуждение, заслуживающее отдельной статьи, отмечу лишь то, что все специфические проблемы профессионального сообщества не решаются вне масштабной политической реформы — с этим согласились все участники обсуждения. Нынешняя российская власть не реагирует ни на статьи, ни на открытые письма, пускай и с подписями нобелевских лауреатов,- в качестве аргумента признается лишь количество готовых на солидарное отстаивание собственных интересов людей. В связи с этим все вспоминали успех инициативной группы молодых ученых, боровшихся за увеличение фондов РФФИ и за поправки к законодательству о госзакупках, — грубо говоря, чтобы законы не мешали ежедневной работе, например рутинной закупке реактивов.
Отдельно обсуждалась проблема политического давления со стороны спецслужб — с этим сталкивались в своей деятельности Демидов, Ковальджи и Ростовцев. Не лишним мне представляется напомнить, что и у ученых есть свои политзаключенные — требование их немедленного освобождения тоже включено в солидарные требования научного сообщества ко всем политикам страны.
Теперь перейдем к результатам работы. Конечно, оценить появление Научно-образовательной колонны в общегражданском движении за демократизацию политического пространства можно будет только существенно позже. Но какие-то результаты видны уже сейчас: кроме упомянутых выше нескольких новорожденных инициативных групп и новых площадок для коммуникации в соцсетях мы узнали много полезной информации о структуре политического поля в образовании и науке.
В целом сейчас понятно, что мы тонем. К сожалению, я серьезно. Но шанс выбраться есть — надо действовать. Действовать безотлагательно и солидарно. К сожалению, как только ученые или учителя становятся феодалами или хотя бы номенклатурой, с ними происходят специфические (из-за образа жизни) аберрации сознания — они перестают представлять интересы нашего профессионального сообщества и начинают защищать сословные интересы феодалов/номенклатуры. Вернемся к ИТЭФ: его коллектив самостоятельно не способен вытащить себя из болота за волосы, как предлагал один немецкий барон, такая же история с Детской инфекционной больницей № 12 или школой № 740 в районе Молжаниново г. Москвы. Нельзя сдавать малые школы и научно-исследовательские институты. Без солидарного действия нас всех перебьют поодиночке. Но чтобы помогать, нужен субъект — инициативная группа в каждой школе, в каждом вузе, в каждом научно-исследовательском институте, который пытаются разрушить или продать на металлолом.
По-моему, сейчас удалось самое главное — подать сигнал о необходимости самоорганизации всем группам с собственными цеховыми интересами. Грубо говоря, власть наперсточников держится лишь до тех пор, пока «никто никого не представляет», пока за принимающими решения чиновниками/феодалами не стоят интересы избирателей.
Григорий Колюцкий
(Логин автора в «Живом Журнале» и «Твиттере» motimatik. — Прим. ред.)
Вывод правильный. И если получится в школах, вузах и нии создать инициативные группы, это будет огромный шаг вперед для нашей страны.
Вместе мы сила, как это ни банально звучит :)
Основная тема- это нищета ученых и педагогов а вовсе неГоС егэ итэф и пр частности
Бред все это — пятая колонна может быть любой, научной, дворовой, домохозяечной и прочей. Ваша главная задача — все расшатать, совершить 2-ю большевистскую революцию, ввернуть ходора и Со. Хрен вам, господа около-научные.
А вы чувствуется потомок дворян? Как только вас земля носит ведь ваши предки предали царя, которому присягали.