Государственный Дарвиновский музей представляет выставку из собраний частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга (16 июня — 19 августа 2012 года)
В Государственном Дарвиновском музее впервые в России проходит выставка подделок, наделавших много шума несколько десятков лет назад, — знаменитых камней Ики из собраний частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга.
Более 35 лет тому назад, в пятом номере журнала «Наука и жизнь» за 1976 год, состоялась любопытная заочная дискуссия специалистов о феномене камней Ики, ставших известными всему миру благодаря удивительным гравированным изображениям на гладких валунах, где запечатлены сюжеты, противоречащие современным представлениям о хронологии развития мира.
Они сочетают в себе архаический характер рисунка и вполне современный, можно даже сказать постмодернистский, сюжет.
Фигуры людей встречаются здесь рядом с изображениями животных, как давно вымерших, так и современных, но никогда не обитавших на Американском континенте. Хищные и растительноядные динозавры, слоны и кенгуру, летающие ящеры и загадочные птицы — такие странные соседи были у гравированных перуанских человечков. Например, в качестве средств перемещения, если верить сюжетам, использовались как привычные для современного человека лошади, так и «ездовые» трицератопсы, птеродактили и даже летательные аппараты различных конструкций. Изображения небесных светил и комет, известных и неизвестных материков и планет, подробные описания медицинских операций по переливанию крови и трансплантации органов говорят нам о том, что знания в этой цивилизации (если таковая существовала) были весьма обширны и находились на очень высоком уровне.
Богатая коллекция артефактов якобы была собрана в небольшом музее перуанского города Ика доктором Хавьером Кабрерой Даркеа (1924-2001), практикующим врачом, выпускником медицинского факультета университета в Лиме. Первый камень с рисунком попал в руки Кабреры в 1966 году, а спустя 10 лет в его собрании были тысячи валунов с гравированными изображениями.
Внимательно изучив сюжеты и характер гравировок, Хавьер Кабрера оказался перед сложным выбором. Техника и стиль рисунка побуждали считать камни Ики археологическими древностями, но этому противоречил сюжет. Сюжет, в котором множество персонажей было заимствовано из книжной культуры XIX и XX веков, свидетельствовал о современном возрасте находок. Но тогда оставалось неясным, почему гравированные валуны находят в земле и почему авторы рисунков до сих пор неизвестны. Кабрера выбрал первую версию, профессиональные ученые — вторую. В печати прозвучало слово «подделка».
Сегодня, спустя многие годы, мы наконец-то можем своими глазами взглянуть на то, о чем читателям когда-то рассказал журнал «Наука и жизнь». В Государственном Дарвиновском музее впервые в России проходит выставка камней Ики из собраний частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга. И оставляя в стороне жаркие споры, которые до сих пор бушуют вокруг происхождения камней, мы предлагаем посетителям музея увидеть в них то, что обычно теряется в пылу словесных баталий — любопытные образцы наивного народного искусства, в которых чудесным образом преобразилась научная информация по палеонтологии, географии, медицине и многому другому. Экспозицию дополняет документальный фильм о камнях Ики, демонстрируемый в зале. Также, специально для этой выставки, разработана уникальная серия магнитов, которые можно приобрести на память о перуанских мистических артефактах.
Адрес музея: ул. Вавилова, д. 57 (ст. м. «Академическая»). Телефоны: (499) 783-22-53 (автоответчик),
(499) 134-61-24 (экскурсбюро),
Для СМИ — (499) 132-02-02
(Елена Баранова [email protected]; Татьяна Коровкина [email protected]).