«Есть в опыте больших поэтов черты естественности той…»

Фото С. Третьяковой

Хочется, чтобы этот день Арнольда стал традиционным, чтобы каждый год его друзья, ученики, наследники собирались бы и разговаривали бы о нем и о его математике, — этими словами декан факультета математики Высшей школы экономики Сергей Ландо открыл вечер памяти выдающегося математика. Мероприятие состоялось 13 июня 2012 года, а 12 июня Владимиру Игоревичу Арнольду должно было бы исполниться 75 лет. Всего лишь двух лет он не дожил до своего юбилея. Страшно жаль, что мы не имеем больше возможности наслаждаться общением с ним и принимать тот свет, который от него исходил, — подчеркнул С. Ландо.

Декан факультета математики ВШЭ также отметил, что хотел бы сделать традиционной и Арнольдовскую лекцию, чтобы память о В.И. и о той математике, которую он любил и делал, передавалась бы, не пропадая.

Честь выступить с ней на первом Дне Арнольда была оказана лауреату Филдсовской премии 1978 года, профессору факультета математики Йельского университета Григорию Маргулису. Он уехал из России в 1991 году и приезжает в страну лишь раз в несколько лет. И так удачно получилось, что он оказался в Москве именно в эти дни. Маргулис посвятил свою лекцию «однородной динамике и теории чисел». Доклад, прочитанный на английском языке, и серия вопросов — ответов прошли в переполненном зале. В кулуарах он вспоминал, как они с В.И. в 1971 году устраивали заплывы на 4 км в Крыму, к ужасу спасателей.

Григорий Маргулис

У организаторов мероприятия было желание сделать День Арнольда максимально неформальным, естественным. Мы не вкладывали очень больших сил в его подготовку, так уж вышло, что на нашем факультете работают больше всего прямых учеников В.И, чем в каком-либо ином месте. Показалось естественным проводить этот день здесь (на факультете математики Вышки), — подчеркнул С. Ландо. Он, правда, посетовал, что на вечер памяти В.И. пришло не так много студентов, как ему бы хотелось.

Коротко касаясь биографии В.И. Арнольда, он напомнил, что за математические заслуги тот был награжден множеством премий, начиная с премии Московского математического общества в 1958 году и заканчивая премией Шао в 2008 году: Интервал между первой и последней премиями составляет 50 лет, и это тоже удивительное проявление творческого потенциала Арнольда[1].

Что нужно сделать, чтобы память о В.И. жила и совершенствовалась?, — с таким вопросом Сергей Ландо обратился к участникам вечера.

Воспоминаниями о своем учителе и коллеге, его жизни, занятиях спортом и наукой поделились Андрей Леон-тович, Владимир Тихомиров, Виктор Васильев, Алексей Рудаков, Аскольд Хованский, Максим Казарян, Федор Богомолов, Михаил Севрюк и другие математики. Рассказывая о своем учителе и коллеге, участники вечера часто смеялись и шутили. Так, Андрей Леонтович (второй в списке учеников Арнольда, а в списке на сайте МЦНМО их — более 50) рассказал о том, как В.И. и его коллеги один раз в год отправлялись в традиционный почти 50-километровый лыжный пробег, от Пионерской (Дачной) до Опалихи, и не все ученики выдерживали такие нагрузки.

Я помню, что Витя Васильев был постоянным участником, и Юлик Ильяшенко.

Я, случалось, пропускал, — заметил Васильев. Я такого не помню, — удивился Леонтович, к смеху присутствующих. Потом уже профессор Вышки Максим Казарян показал фотографии, из которых следовало, что В.И. катался на морозе в одних плавках или голым по пояс, а потом еще плавал в проруби.

Профессор МГУ Владимир Тихомиров рассказал о том, каким ярким и категоричным критиком был Арнольд и как менялось отношение В.И. к творческому наследию Исаака Ньютона и других ученых. «Лейбниц никуда не годится, всё, что он говорил, — это ерунда», — как-то заметил Арнольд. То же самое было сначала и с Ньютоном. В.И. уверял меня, что тот ничего не сделал, кроме того, что придумал ряд Тейлора, а всё остальное взял у Гука и других, поведал В. Тихомиров. Однако в 1987 году Арнольда попросили сделать доклад о Ньютоне, и в процессе подготовки тот совершенно поменял свою точку зрения. При встрече с В. Тихомировым В.И. уже стал убеждать своего собеседника в обратном, что великий английский мыслитель придумал вообще всё: и эллиптические, и алгебраические функции и многое другое. В заключение своего выступления Владимир Михайлович заметил, что надо бы собрать в одной книге всю «гуманитарку», всё то, что В.И. писал или говорил о своих учителях, о своих встречах, о наблюдениях за жизнью. Это была совершенно уникальная личность. По уровню таланта ни с кем не сопоставимая, — сказал он.

Продолжая рассказ В. Тихомирова об Арнольде-критике, академик РАН, профессор Вышки Виктор Васильев отметил, что у В.И. был великий талант не только критиковать, но и стимулировать людей в их математическом творчестве. Поток энергии и постановок задач очень сильно действовал на нас, на всех. Он также рассказал, что в 1992 году в Париже встретил И.М. Гельфанда и тот его спросил: Ну, чего там у вас в Москве? — В Москве энергетический кризис, — с иронией ответил В. Васильев. Гельфанд сразу понял, в каком я смысле, и сказал: «Да, вот когда мы с Димой были, у вас, наверное, не было энергетического кризиса». Мы пытаемся сейчас нейтрализовать энергический кризис, что-то наверное удается, -отметил Виктор Анатольевич и добавил, что уровня В.И. достигнуть, конечно, не получается.

Сергей Ландо

Профессор Вышки Алексей Рудаков подчеркнул, что В.И. выделяла настойчивость и в математике, и в жизни. Он умел преподнести какие-то вещи, требовавшие длительного и напряженного труда, в виде сюрприза. Я однажды жил с ним рядом и часто заходил к нему в гости. Захожу как-то и вижу, что Дима сидит в грязи, которая остается на человеке, когда он ездит на велосипеде по лужам. Кругом масса бумаг, он что-то считает. «Дима, что случилось?» «Да, я тут считал, потом чувствую, что голова плохо работает, поехал на 20 км, а сейчас мне в голову пришла мысль и мне надо срочно досчитать». Свой рассказ А. Рудаков прокомментировал так: Это был способ жизни, или одно, или другое, с огромной интенсивностью и настойчивостью. Запас его внутренней энергии был потрясающий. Нам кажется, раз он был настолько талантлив, то ему всё давалось просто и легко, как игра «я все могу». Но за всем этим была пружина воли и энергии,- заключил он.

В свою очередь профессор Независимого Московского университета Аскольд Хованский отметил, что попал к Арнольду «еще мальчишкой», в 19 лет, а В.И., несмотря на свои 29 лет, был уже зрелым ученым. У Арнольда был совершенно потрясающий и неповторимый авторский стиль. Он делал очень многое и всегда разное. У него было свое собственное видение математики. Математика для В.И. была одна. У него не было алгебры или топологии в отдельных пространствах мозга, это всё непрерывно перетекало из одного в другое, он непрерывно думал обо всем… Он был фантастическим человеком, — сказал А. Хованский.

В заключение первой части вечера он также анонсировал выход нового журнала Arnold Math Journal, который, возможно, выйдет в свет уже в следующем году. В нем, в частности, будут публиковаться нерешенные задачи в стиле Арнольда. Ответственным секретарем журнала станет профессор Вышки Владлен Тиморин.

Наталия Демина

1. Страница о В.И. Арнольде на сайте МЦНМО www.mccme.ru/arnold/Brief-cv-ru.htm

2. Скачать аудиозапись и посмотреть видео можно посмотреть на странице www.polit.ru/news/2012/06/13/arnold_day_2012/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: