26 июля 2012 года в Новопушкинском сквере Москвы прошел митинг в защиту 16 арестованных по делу о «массовых беспорядках» на Болотной площади 6 мая. О задержании последнего на данный момент, 16-го обвиняемого — Алексея Полиховича стало известно за несколько часов до начала митинга.
Алексей Полихович — активист протестного движения, анархист по убеждениям, как и помещенный ранее под стражу Степан Зимин, и Александра Духанина, которая подвергнута домашнему аресту.
Однако среди обвиняемых есть и люди, далекие от политики. Например, работник службы правовой консультации комитета «За гражданские права» Николай Кавказский. Это организация, возглавляемая известным правозащитником Андреем Бабушкиным. Есть и студент, пришедший на площадь с сугубо исследовательскими целями, и ученые.
30-летний Федор Бахов — ученый-почвовед, кандидат наук. Женат, растит четырехлетнюю дочку. Он участвовал в декабрьских митингах, был наблюдателем на президентских выборах в декабре прошлого года. Во время «Марша миллионов» 6 мая был задержан по обвинению в неповиновении требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП). Свою вину не признал.
10 июня, около четырех утра, в квартиру Бахова пришли полицейские и предъявили обвинение по ч. 2. ст. 212 УК РФ («участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием»). После обыска, в ходе которого были изъяты все компьютеры и мобильные телефоны, Федора отвезли в изолятор временного содержания на Петровке, 38.
11 июня Басманный суд, чье название стало нарицательным, избрал Бахову меру пресечения в виде заключения под стражу сроком до 6 июля. После этого заключенный был переведен в московский следственный изолятор № 5 «Водник». 3 июля арест был продлен до 6 ноября.
Изначально Бахову назначили бесплатного государственного адвоката Василия Наполова, по рекомендации которого Федор написал явку с повинной. Он признал свою вину в том, что толкнул сотрудника ОМОНа в бедро, после чего был задержан. Впоследствии обвиняемый отказался от услуг государственного адвоката, и теперь его интересы представляют Анна Зарва (некоммерческий волонтерский проект правовой помощи задержанным на политических акциях гражданским активистам «РосУзник») и Евгения Арютина (фонд «Общественный вердикт»).
«Мне шесть дней подряд следователи не давали разрешения на встречу с Баховым. Говорили, что надо ждать, пока нет старшего следователя. Я уже подала жалобу [главе Следственного комитета Александру] Бастрыкину на это явное нарушение закона. Видимо, следствие боялось, что Бахов откажется от признательных показаний», — приводит слова Анны Зарва сайт «РосУзник» [1].
Как сообщила адвокат, после беседы с ней Бахов отказался от своих показаний, а это был главный аргумент обвинения.
«В деле нет никакой конкретизации вины Бахова. Так и написано: участвовал в беспорядках с 16:00 до 20:00. Никаких следственных действий не проводилось. При этом следствие говорило о выделении дела Бахова в отдельное производство, намекая на возможность рассмотрения дела в особом порядке в случае признательных показаний».
Другой арестант — студент 4-го курса факультета политологии МГУ ярослав Белоусов, 1991 года рождения. Типичный «ботаник» — в очках, высокий, худой. Женат, имеет маленького ребенка.
9 июня, в 8 часов утра, Белоусов был задержан у себя дома сотрудниками полиции. Следствие также подозревает его в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти, не повлекшего вреда жизни и здоровью. По версии обвинения, он бросил в сторону шеренги ОМОНовцев неустановленный маленький круглый желтый предмет, якобы попал в плечо одного из экипированных бойцов и причинил ему боль. Также, по показаниям другого ОМОНовца, Белоусов выкрикивал лозунги.
«Ярослав — интеллигентный мальчик. Я точно знаю, что он никаких камней не кидал, просто спокойно стоял у кинотеатра «Ударник»», — цитирует Александра Храмова, друга Ярослава, издание «Газета.ру» [2].
По сведениям адвоката Дмитрия Аграновского, Ярослав Белоусов пришел на Болотную площадь с научными целями, но оказался вовлечен в события, которых не ожидал и не планировал.
4 июля в Басманном суде решался вопрос о продлении обвиняемому срока содержания под стражей.
«Представили отличные характеристики из МГУ, с места жительства из ЖЭКа и с места жительства от участкового. Представили личные поручительства нескольких депутатов муниципальных собраний.
Представили данные о состоянии здоровья — кроме всего прочего, у Белоусова на одном глазу минус 9, на другом минус 5. Вот такой ворошиловский стрелок-камнеметатель. Разумеется, в тюремных условиях все болезни обострятся, а зрение еще больше ухудшится. Жена с ребенком останется без средств к существованию.
Мы просили подписку, залог, личное поручительство, домашний арест…
Решение судьи — продлить срок содержания под стражей на 4 месяца, аж до 6 ноября 2012 года», — рассказал в своем блоге в «Живом Журнале» Дмитрий Аграновский [3].
Александру Долматову, ведущему конструктору ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»», одного из крупнейших предприятий российского ВПК, повезло больше: он избежал ареста. Будучи активным участником мирных уличных протестов и одним из подозреваемых по «болотному делу», Долматов 26 июня обратился к властям Нидерландов с просьбой предоставить ему политическое убежище. В настоящее время этот вопрос рассматривается.
Как утверждал Долматов, в последние месяцы своего нахождения в России он замечал за собой слежку, которую, по мнению оппозиционера, осуществляли сотрудники Федеральной службы безопасности. Также он заявлял об угрозах в свой адрес. По сведениям интернет-газеты «Каспаров.ру» [4], полицейские установили за квартирой Долматова наблюдение и наносили туда визиты каждый день. Родителям активиста они заявили, что собираются арестовать их сына.
Складывается впечатление, что обвинению порой отказывает даже здравый смысл. Так, отец еще одного обвиняемого, Артема Савелова, Виктор Иванович на митинге 26 июля рассказал, что его сын арестован за «антигосударственную агитацию». Это при том, что он сильно заикается и едва ли может произносить пропагандистские речи. Видео, запечатлевшее Артема, не зафиксировало каких-либо противоправных действий с его стороны.
Общая позиция адвокатов «РосУзника» сводится к тому, что массовых беспорядков на Болотной площади не было. Были отдельные столкновения с сотрудниками полиции, спровоцированные самой полицией. Защита арестованных считает, что массовые беспорядки должны сопровождаться дополнительными нарушениями закона, такими как поджоги, погромы, избиение мирных граждан и т. п. Между тем, на Болотной площади из этого списка было только переворачивание двух туалетных кабинок, установленных организаторами митинга.
«Действительно, выставленное оцепление не помогало прохождению демонстрантов по согласованному маршруту, но прямо провоцировало возмущение и протест. Да, власть готовилась применить силу и использовала как повод действия радикальной части демонстрантов. Однако тому, что мирное шествие переросло в беспорядки, способствовали и несогласованность в действиях организаторов, и безответственность некоторых из них», — в свою очередь заявил 10 мая правозащитный центр «Мемориал» [5].
На сегодняшний день собрано множество свидетельств произошедшего, дано множество экспертных оценок. Но как бы то ни было, исторический опыт свидетельствует: нежелание власти считаться с обществом влечет за собой радикализацию протеста, которая приводит к усилению репрессий и новому витку противостояния.
Вера Васильева