Вот уже второй год в Интернете висит и множится статья израильского журналиста, проживающего в России, Алека Эпштейна «Русско-еврейские интеллектуалы первого советского поколения: штрихи к портрету». Статья эта опубликована в авторитетном журнале НЛО, издаваемом Ириной Прохоровой. В этой статье поставлен любопытный вопрос — национальная самоидентичность интеллектуальной верхушки гуманитариев еврейского происхождения в России. Для этой цели отобрано 14 выдающихся гуманитариев, куда отнесен и я. Тема анализируется по их мемуарам (все они таковые написали) и творчеству.
Ну, оценка веса и значения — дело обычно спорное, но, вероятно, оценка не очень преувеличена, коль скоро многие на слуху, у всех вышли монографии и толстые мемуары, которые обратили на себя внимание читателей и рецензентов. Что проблема этнического размежевания и национальной самоидентичности ныне в России достаточно остра, доказывать нет надобности. В этом свете анализ 14 гуманитариев может оказаться интересен многим (не исключая и самих анализируемых — тех, которые еще живы).
Отобранные 14 личностей — это два философа и культуролога (Померанц и Библер), один социальный психолог и философ (Кон), один социолог (Шляпентох), три филолога, изучавших фольклор или литературу (Ефим Эткинд, Ме-летинский и Лотман), один философ и филолог (Пятигорский), один лингвист (Фрумкина), два историка (Михаил Гефтер и Арон Гуревич), один искусствовед (Борис Бернштейн), один востоковед (Фильштинский), один археолог, культур-антрополог и филолог (Клейн). Из них со многими последний названный (я) знаком шапочно, с Коном дружил, с Гуревичем был в приятельской переписке, с Борисом Бернштейном был сокурсником в университете. Можно было бы включить сюда еще нескольких человек: историков Р. Ш. Ганелина и Я. С. Лурье, лингвиста-слависта С. Б. Бернштейна, этнографа В. Р. Кабо, археологов Н. Я. Мерперта и М. Б. Рабиновича (все они евреи, все известные ученые, у всех вышли мемуары — итого 20), но это вряд ли изменило бы общие выводы.
Алека Эпштейна, давно связавшего свою судьбу с Израилем, удивило (и, видимо, неприятно удивило) одно обнаруженное им обстоятельство: все означенные лица, не отрицая своего происхождения и не стесняясь его, всё же не исходили в своем поведении из еврейской принадлежности, не отождествляли себя с еврейством и не связывали своей судьбы с государством Израиль. Они не интересовались еврейской культурой, не говорили на еврейском языке (ни на идише, ни на иврите), и их атеистические семьи в нескольких поколениях не придерживались иудейской религии. Более того, воспитанные в русской культуре, они явно считали своей родиной Россию, отождествляли себя с русским народом и жили его интересами. «В сложном составе их самоидентичности, — пишет Эпштейн, — русская “половина” явно перевешивала еврейскую». Когда четверо из них эмигрировали (а с моей добавкой — шестеро), «показательно, что в еврейское государство Израиль не отправился ни один». Франция, Англия, США (и Австралия).
«Зная, что для многих окружающих они, чем бы ни занимались, оставались евреями, — пишет Эпштейн, — сами эти люди в своих многочисленных интервью и выступлениях, как правило, настаивали на том, что их национальное происхождение — малозначимая деталь, которая почти ничего в их жизни не определяла». Он приводит высказывание Померанца: «Я равнодушен к поискам корней, традиций и не слишком много думал, откуда рос, из чего складывался». Эпштейн поражен: «Трудно представить более странные слова в устах выдающегося мыслителя-гуманитария, занимающегося философией истории и культурологией, чем эти мемуарные размышления Г.С. Померанца». И он завершает: «Анализу этой показательной модели самоотрекающегося комплекса крупнейших русско-еврейских интеллектуалов второй половины ХХ века и посвящена эта статья». Эпштейн первым попытался «скомпоновать групповой портрет интеллектуальной элиты “шестидесятников” русско-еврейского происхождения (первой когорты, выросшей и сформировавшихся уже в послереволюционной, и исключительно советской, среде)».
Эпштейн хорошо понимает, что это «самоотречение» не похоже на комплекс «самоненависти» немецких и центрально-европейских евреев XIX — первой трети ХХ века. Тот возник в условиях внешнего презрения и стигматизации, и ситуацию эту хорошо отражает старый еврейский анекдот: еврей принимает крещение, а за этим опасливо следит его единоплеменник, чтобы в случае удачи последовать его примеру. Когда операция закончена, он подходит и спрашивает: «Ну, как, Хаим?» а тот отвечает: «Во-первых, я тебе не Хаим, а Иван, а во-вторых, как с тобой разговаривать, когда вы, евреи, распяли нашего Христа!» Но в раннесоветское время евреи были, по выражению Эп-штейна, «сверхпредставленной» нацией в советской элите. Так что это не «самоненависть», это что-то иное.
Сосредоточение инородной этнической группы в верхнем слое городов часто встречается у стратифицированных этносов (норманны и нормандцы в Англии, булгары-тюрки в Болгарии, арабы в Испании) и постоянно повторяется в истории России. До советских евреев это были немцы, к которым принадлежали сами Романовы и значительная часть чиновной знати и ученой братии, до немцев — поляки, одно время сидевшие в Кремле, до поляков — татары (значительная часть дворянства восходит к татарским родам), до татар — варяги-скандинавы (Рюриковичи) и греки (первые иерархи церкви). Обычно это кончалось одинаково: инородные включения либо выбрасывались, либо через несколько поколений растворялись в местном населении. Религиозный барьер и расовые различия служили тормозящим фактором для растворения, также замедляло процесс нередкое поселение инородцев отдельными анклавами, изоляция от среды. Но эти факторы всегда были временными. С прогрессом слабела религия, таяли анклавы, уравнивались расы. Барьеры падали, инородцы становились соплеменниками. Только фамилии некоторое время еще напоминали о былом происхождении: в России вдруг выныривали Фонвизины, Аксаковы, Ахматовы, Бианки, Пиотровские, Лермонтовы, Дали. Все они русские. А Басилашвили и Сванидзе — что, не русские? А Цой и Ким? А отец Мень?
О своих 14 героях Эпштейн пишет, что все они родились не в местечках «черты оседлости». Оттуда ушли уже их родители, а у многих уже дедушки с бабушками. Мои далекие предки со стороны отца были «балагулами» — еврейскими ямщиками, ездили по дорогам, связывавшим Варшаву с Москвой и Петербургом во времена Наполеона. В семье хранились предания о том времени. Якобы под Москвой прадед моего прадеда встретил отступавшие наполеоновские войска, и солдаты его спросили: “Jud’, ist es noch weit nach Petersburg?” («Еврей, далеко ли еще до Петербурга?»). Это мне рассказывал дед, сам дослужившийся в царской армии только до ефрейтора. Я в детстве считал это байками: при чем тут Петербург и почему вопрос был по-немецки? Но, учась на истфаке, понял, что байка очень похожа на истину: в составе наполеоновских войск было много немецких отрядов, а при отступлении императором был издан приказ не о бегстве, а о наступлении на Петербург!
Так что предки моего отца издавна были связаны со столицами, а дед со стороны матери был купцом первой гильдии и крупным домовладельцем в Витебске. Отец недаром провел гражданскую войну деникинским офицером: ему было что защищать. Но в советское время «военспецы» были нужны, и отцу не вспоминали его белогвардейское прошлое. Всю жизнь он оставался беспартийным и был директором медицинских учреждений, во время Отечественной войны — руководил госпиталями (репрессии обрушились на него уже по «еврейскому вопросу» — в связи с Делом врачей-вредителей, и то под самый конец Дела, так что арестовать его уже не успели).
Почти у всех остальных героев Эпштейна та же картина: высшее образование получили уже родители, были они служащими среднего эшелона, а сами герои учились в столичных вузах. «Кухаркиных детей» среди них не было. По академической карьере они превзошли своих родителей, но Эпштейн с некоторым злорадством отмечает, что никто из них, несмотря на свои выдающиеся научные достижения, признанные в мире, не получил высшего академического статуса — ни Лотман, ни Кон, ни Гуревич, ни Пятигорский и т. д., «для всех докторские корочки остались пределом статусного роста, хотя некоторые не получили и их», никому не было доверено руководство крупным научным учреждением — «все они не были ни ректорами, ни деканами, ни директорами академических институтов». В жизни каждого был период гонений и тягот, изгнания на задворки науки, и именно из-за их «пятого пункта» в паспорте.
Тут есть преувеличение. Были и в гуманитарном знании евреи-академики (Минц, Бонгард-Левин и др.), были жестокие гонения и на чисто русскую интеллигенцию (один академик Лихачев, другой академик Лихачев, Флоренский, Жуков и тысячи других). Но верно, что все 14 имели большие трудности в продвижении.
Эпштейн подчеркивает, что для всех 14 родным языком был русский. Уже в доме деда (!) Пятигорского запрещалось говорить на идише. Я бы добавил к этому следующее: многие из 14 не просто владеют отличным русским языком — это нынче неудивительно. Ведь разве вы не заметили, что сейчас в России с еврейским акцентом говорят только антисемиты, желая передразнивать евреев? Из евреев — никто. А из этих 14 у многих русский язык — не просто соответствующий норме, а богатейший и образцовый.
От религии еврейская по происхождению интеллигенция России также отказалась давно. У меня лично уже дед со стороны отца в XIX веке был неверующим и был отлучен от синагоги. Дед со стороны матери был набожным, и для него в семье держали специальный шкаф с посудой, чтобы он не осквернился, но он всё равно, приходя в гости и садясь за стол, ничего из поданных яств не ел, а доставал из кармана конфеты, жевал сам и угощал детей. Сам я ни разу в своей долгой жизни в синагоге не был. Для некоторых евреев синагога стала просто очагом сохранения этнической идентичности в период государственного антисемитизма и средством протеста (как для многих русских — православие). Эпштейн приводит характерные слова Померанца: «Среди моих знакомых есть старые интеллигенты, сохранившие верность православию; ни одного — сохранившего верность иудаизму. Образованные евреи сплошь стали атеистами, а когда их захватывала встречная волна возвращения к вере — попадали в орбиту христианства».
По мнению Эпштейна, «самим космополитически настроенным ученым еврейского происхождения было важно доказать “граду и миру”, что они принадлежат к человечеству в значительно большей мере, чем к своему народу». Они не занимались иудаикой, не очень интересовались прошлым своего народа, свое еврейство ощущали лишь при встрече с проявлениями антисемитизма. По словам сына, М. Я. Гефтер даже теоретически не хотел рассматривать возможность эмиграции. «Об эмиграции никогда речи не было. Он был человеком гиперроссийским. Человеком абсолютно русской культуры и русского языка. Россия для него была предметом всего его интеллектуального и душевного интереса … фокусом всех проблем всемирной истории. Как движется история, чем, что с людьми происходит — он понимал через Россию».
Этому Эпштейн противопоставляет жизненную реальность. «Реалии Холокоста, а позднее — государственный запрет на увековечение памяти жертв стали для многих, как им казалось, “переставших быть евреями” евреев тем зеркалом, в котором они неожиданно увидели, какими их видит их окружение … Постепенно пришло осознание того, что уйти от своего еврейства труднее, чем это казалось изначально».
Несмотря на некоторый подъем в 90-е годы — рост изданий, популярность, даже получение некоторых более заметных постов, Эпштейн полагает, что это всё было непрочным и сугубо временным. По его мнению, популярность всех этих мыслителей к концу первого десятилетия 2000-х пошла на спад. «По большей части и в 1990-е, и в 2000-е годы эти авторы развивали умеренно-либеральные, гуманистические, сциентистские идеи, сформированные ими “в окрестностях” диссидентского движения в период брежневского застоя. Их продолжали читать люди с менталитетом “шестидесятников”, но в общественной полемике даже на (условно говоря) либеральном фланге в горбачевскую, ельцинскую и путинскую эпохи доминировали совершенно другие голоса».
Ну, я хотел бы отметить, что в моей научной деятельности популярность среди околонаучной публики, хотя и приятна, но главным критерием самооценки и ориентиром не является. В науке же я ощущаю не спад, а, наоборот, признание и рост моих идей. Я могу ошибаться, но вроде и сторонние наблюдатели это подтверждают. Думаю, то же касается и других ученых, оказавшихся «в списке Эпштейна».
Теперь о главной идее статьи Эпштейна. Идея эта важна не только при анализе еврейского вопроса. В аналогичном положении оказываются русифицированные грузины, армяне, немцы, поляки, украинцы, расселившиеся по России татары, корейцы, да и расселяющиеся ныне таджики, молдаване и т. д.
Эпштейн сетует по поводу нашего самоотречения, нашего отказа вернуться в лоно «своего» народа. Мне кажется, здесь у него ошибка определения. Если определять народ по биологическому происхождению, по расе, тогда всё так. Тогда прав он и правы те антисемиты, которые настроены против того, чтобы признавать нас соотечественниками. Если же определять этнос по языку, культуре и самосознанию, то мы должны признать себя результатом ассимиляции. Можно осуждать или не осуждать ассимиляцию инородцев средой, основным населением, но она есть реальность. Она обычно протекает в течение ряда поколений, какие-то ранние поколения, еще явно евреи, следующие, испытав влияния среды, становятся всё более русскими, и за каким-то пределом переход осуществлен. Остается всё меньше следов еврейского происхождения.
Мне кажется, что к числу таких ассимилированных евреев принадлежит и сам Алек Эпштейн. Он давно стал израильтянином, но проживает в России, пишет о России, живет ее ситуациями.
Полагаю, что большинство нынешних евреев в России представляет собой не отдельный этнос, а нечто вроде касты внутри русского народа. Их отличают от остального русского населения только узнаваемые (и то не всегда) фамилии, предпочитаемые профессии и физические особенности.
Самоотречение? Но я ни от чего не отрекался, я таким воспитан. Я здесь рожден, здесь много поколений жили мои предки. Я не православный и не иудей. Но вопреки утверждениям РПЦ, большинство образованного русского народа далеко от православия, по крайней мере в официально декларируемых формах. Отречением для меня был бы отказ от русского языка, русской культуры, русской судьбы. Вернуться к своим истокам? Мои культурные истоки здесь, а к биологическим истокам возвращаться что-то не хочется — так можно очень далеко зайти.
Объяснение обсуждаемого феномена, по-моему, очень простое.
Еврейская культура пережила века, потому что была достаточно замкнута. Век от века она поддерживала существование еврейского этноса. И век от века от нее откалывались люди, которые выбирали путь ассимиляции.
Выдающиеся ученые происходят из ассимилированных, причем не внешне, а внутренне, по настоящему ассимилированных евреев, иначе бы не стали они выдающимися учеными, не вышли бы за рамки, задаваемые еврейской идентичностью.
В христианстве это называется линией Петра (на замыкание внутри этнической общности) и линией Павла (экуменичной). Мировой религией христианство сделал Павел.
Очень странная позиция, мне кажется. Смотрите сами, в России были «в почете» варяги, монголы, немцы и несть им числа. Но как народы они остались, как, скажем, монголы, хоть пришельцы и полностью растворились в русской среде. Ведь это была лишь небольшая часть этих народов. Евреи же, ассимилируясь во всех странах проживания, исчезли бы как народ, если бы не Израиль, построенный секулярными сионистами. Если же следовать позиции уважаемого д-ра Клейна, останутся на Земле, не говоря о китайцах, немцы, французы, даже чукчи с эскимосами, а о евреях будут вспоминать как о шумерах: вот, дескать, был такой народ, что-то там придумал, чего другие не сразу и поняли, но от них остались лишь обрывки их Торы, да и то сфальсифицированные.
Мне кажется, Марк Шлянкевич смешивает два явления: судьбу народа и судьбу его отдельных представителей. Я полон уважения и симпатии к тем евреям, которые в чрезвычайно трудных условиях создали государство Израиль, ставшее оплотом европейской цивилизации на Ближнем Востоке. Но я хорошо понимаю и тех евреев, которые в разные времена в диаспоре выходили из еврейства и принимали язык и культуру окрестного населения, сначала как вторую натуру, затем как первую и единственную. Я сам принадлежу к потомкам таких евреев. Между прочим, от таких евреев ведет свое происхождение христианство. О них верно подметил Дмитрий Шабанов — это линия апостола Павла. Так что сказать, что от них ничего не остается, никак нельзя. Можно целую энциклопедию создать, перечисляя еврейские вклады в русскую культуру, науку, искусство, да и политику. Это можно по-разному оценивать, но это факты. Даже если бы государство Израиль враз исчезло (чего страстно желает президент Ирана и кое-кто еще), то во всех ведущих современных народах остается жить что-то от еврейства. Впрочем, и от шумеров тоже. Это неустранимо.
С осознанием грозящих всему человечеству глобальных и космических опасностей, каждый из нас всё больше понимает, что является прежде всего гражданином мира, а уж потом русским, евреем или нганасаном. Возможно, евреи диаспоры почувствовали это раньше других.
Я всё-таки хочу понять: о чём мы дискутируем?
Мой отец чуваш, мать русская.
«Чистокровные» русские считают меня «чувашлёнком», хотя я ни слова не знаю по чувашски.
Чуваши считают своим.
Кем себя ощущаю?
Русским чувашином.
И насмешливо посылаю подальше всех «чистокровных» русаков.
Вопрос:что мешает еврею ощущать себя русским евреем-если ему это нравится?
Лично меня этот вопрос вообще не занимает.
А Вас?
«Я полон уважения и симпатии к тем евреям, которые в чрезвычайно трудных условиях создали государство Израиль, ставшее оплотом европейской цивилизации на Ближнем Востоке.»
Вот главный тезис.
Главное-европейская цивилизация.
Ну, а тем, кому хочется быть евреем-да ради Бога!
Согласитесь, что ни одному из евреев не придёт в голову ассимилировать меня, русского христианина, с евреями Израиля.
Если они не мешают мне быть тем, кем я быть хочу-почему я должен относиться к ним иначе?
Пусть каждый будет тем, кем ему хочется, но никогда не забывает о принципе цивилизации-не твори зло.
О чём спорим, люди?
Хмельникову.
Увы, спорить есть о чем. Дело не в индивидуальном ощущении (кем я себя считаю – русским, евреем или чувашом), а в том, кем я на деле являюсь (и по каким критериям), а главное – кем меня считает среда. Индивидуальное самоощущение зависит прежде всего от личных особенностей – насколько человек самоуверен и самодостаточен. А вот его социальное положение зависит главным образом от общественного мнения и от властных установок.
Пять лет я проходил единственным представителем странной национальности: паспортист по ошибке записал мне в пятый пункт «учащийся». Зато в графу «социальное положение» он мне закатал «еврей», и тут ошибки не было.
Вот вам 14 (или 20) русских гуманитариев еврейского происхождения. По самоощущению и ряду других критериев они русские. А по социальному положению – евреи. Какая-то часть населения считает их чужаками, инородцами, соответственно, ревностно относится к их успехам, с особым злорадством выискивает их недостатки, не желает за них голосовать, отказывается слушать от них критику (русофобы!) и т. д.
А есть ведь еще и реальные отличия от «коренных» конкурентов, дающие некоторые преимущества, – по семейным традициям эти «некоренные» часто более интенсивно учились, лучше владеют русским языком, а другие – математикой, они – более успешные конкуренты. Их происхождение – единственное, что конкуренты могут вменить им в вину. И с запалом вменяют. Даже тем, которые к ним не принадлежат (Ельцину, Чубайсу).
В глубине подсознания (а иногда и сознания) за этим стоит убежденность в превосходстве арийской расы или упование на такое превосходство. Отсюда увлеченность гаплогруппой R1a1, лимоновское нежелание отдавать за рубеж «беленьких и голубоглазеньких», Лебедев как порождение Жириновского и т. д.
В еврейской версии это выделение просто более наглядно, но оно касается и других новообразований внутри русского народа – русских немецкого, польского, татарского, грузинского, армянского и иного происхождения. Особенно когда речь идет о формировании элиты. Между тем, у многих народов элита содержит особенно много инородных включений. Напомню вам, что во главе Британской империи в пору ее наибольшего могущества стоял еврей (Дизраэли), во главе российской – грузин (каким бы он ни был). Францию недавно возглавлял венгр, а США и сейчас – мулат.
Дискуссия об этом.
Прежде всего, спасибо за ответ.
Теперь по существу.
Совершенно согласен с тем, что влияние на самоощущение человека среды очень велико.
Вместе с тем, полагаю, что мулат, стоящий во главе Америки, ощущает себя обычным американцем.
Во главе СССР в период его наивысшего могущества стоял грузин, относящий себя по менталитету к русской культуре.
Полагаю, что вполне может быть такое понятие-русский еврей.
Еврей, считающий себя русским.
И что в этом неприемлемо?
Я,например, считаю, что если когда-либо во главе России встанет российский дизраэли, это будет счастьем для стране-её процветание будет обеспечено.
Разве нет?:)
Я жду возражений либо согласия, г-н ЛСК.
Иль полагаете, что молчание-знак согласия?:)
Я-то с Вами согласен, но боюсь, что не такая уж малая часть населения России не согласна. В этом суть проблемы. Есть среди них такие, кто считает, что мулат втайне всё-таки опасен для белого большинства Америки, Дизраэли был проводником воли жидо-массонских заправил мира, а 14 или 20 евреев только притворяются русскими, работающими на благо русской культуры, а на деле так и норовят ослабить и унизить русский народ. Да, таких юдофобов не очень много, но много таких, кто, как один профессор, с которым я говорил откровенно. Когда я спросил его почему он всё ругает профессора П1, но готов сотрудничать с профессором П2, в основном не лучше того (у обоих случайно фамилия на букву П.). Мой собеседник ответил: «П2, конечно, мерзавец, но он свой мерзавец, а у П1 даже фамилия чуждо звучит». К этой биологической ксенофобии подверстываются уже исторические оправдания. Я думаю, что для многих так настроенных обитателей нашей страны мой акцент на доминировании русской составляющей в психике большинства русских гуманитариев еврейского происхождения будет неожиданным и заставит призадуматься.
Я, окровенно говоря, надеялся, что для Вас мнение, простите, дураков, не будет определяющим.
Главная для меня мысль-евреи принесли в Израиль европейские ценности.
Всё остальное-мура.
К сожалению, в этнических отношениях решения принимаются не умом, а чувством, а ум их обслуживает. Изучая общественное мнение, мы не можем просто разделить своих респондентов на умных и глупых: умные — те, кто дает угодные нам ответы, а дураки — все остальные. Между тем, мы живем в социальной среде, и очень многое в нашей жизни от нее зависит. Нужно изучать объективную картину общественных настроений и причины их такого, а не иного распределения. Деление на умных и глупых — очень сильное упрощение.
«Деление на умных и глупых — очень сильное упрощение.»
Совершенно верно.
На мой взгляд, всё дело в обыкновенном неприятии непривычных истин.
Ну что необычного в том, что у евреев принято более добросовестно учиться, чем у нас, беспечных русаков?
Ну, есть в России такая прослойка, русские евреи называется.
И что?
Они от этого менее русские, что-ли?
Если же евреям, в том числе русским, хочется жить по европейским ценностям возле горы Сион-в чём беда-то?
Страна признана ООН, в ней верховенство закона над идеологиями-что ещё надо?
Нам бы перенять этот принцип.
Нет, пыжимся…
Отвечать мне, похоже, запрещено.;)