Христианский университет ядерной физики

Вечером 16 октября мне позвонил корре­спондент «Коммерсанта» и задал вопрос: что вы думаете по поводу учреждения кафедры теологии в МИФИ? Я от изумления лишился дара речи и смог выдавить из себя лишь пару связных предложений, которые, однако, были растиражированы.

Попробую высказаться более вразумительно.

Прежде всего, это — позорище. Богословие не только не имеет никакого отношения к на­уке, но является в каком-то смысле ее проти­воположностью. Наука — это исследование, это опора на опыт, на факты, на аксиоматику, уходя­щую корнями в реальный мир. Теология — опо­ра на догму, развитие и защита догмы — в чи­стом виде идеология. Ученый может верить в бога, оставаясь ученым, но ему и в страшном сне не придет в голову применять свою веру в исследованиях. Учреждение кафедры тео­логии в МИФИ по степени позора аналогично приглашению панк-группы на выступление в Храме Христа Спасителя его настоятелем, если бы панк-рок был в высочайшем фаворе. Тут же прозвучали бы сентенции о вкладе панк-рока в нравственность и т.п. Панк-рок еще ничего, бывает махровая попса в перьях… А еще были партийные агитаторы…

В сообщениях об учреждении кафедры и в оправданиях этого действия есть масса подтасовок. Сообщается, что ученый совет едино­гласно проголосовал за учреждение кафедры. По слухам (которые мы намерены проверить, связавшись с членами ученого совета), голо­сования, как такового не было, просто ректор объявил о рассмотрении вопроса на президиуме Ученого совета, сказал, что его надо под­держать, и на этом всё.

Конечно, никто не возвысил голос против, но это совсем не то, что все проголосовали «за».

Новый завкафедрой, митрополит Илларион, в своих разъяснениях по поводу кафедры сетует на низкую грамотность в вопросах религии. Привел в пример ужасное высказывание «мусульманская церковь»… По мне, так пусть себе — говорящий по­добное вряд ли питает злобу в отношении мусуль­ман, скорее всего он абсолютно индифферентен к чужой религии, и слава богу — никакой трагедии. А вот если молодой русский воцерковленный плотник с полным средним образованием не зна­ет ни синусов, ни теоремы Пифагора, и для того, чтобы выкроить стропила, ему нужна ровная по­ляна, где бы он мог разложить стропильную фер­му в натуральную величину, — вот это трагедия.

Но основная подтасовка здесь в другом. Ликбез в вопросах религии — предмет совсем другой дисциплины, религиоведения, кото­рое исследует религию как явление и вполне уместно в светских университетах. Богосло­вие — это о боге, а не о религиях.

Согласно публикации Владислава Мои­сеева в «Русском репортере» (www.rusrep.ru/article/2012/10/18/souz/), ректор МИФИ Михаил Стриханов, оправдывая создание ка­федры теологии, заявил: «Инструментарий по­знания мира может быть всякий». Это говорит физик, выпускник МИФИ. Приехали…

Осталось переименовать знаменитый МИФИ — подходящий вариант с милой аббревиатурой, предложенный одним из его выпускников, вы­несен в заголовок.

Все-таки есть надежда, что коллектив уче­ных, работающих в МИФИ, при поддержке выпускников и остальных ученых отстоит пра­во института на свой прежний бренд.

Борис Штерн

Блиц-интервью с Валерием Рубаковым

 — В двух словах: отно­шение к созданию кафедры теологии в МИФИ.

Валерий Рубаков
Валерий Рубаков

— Полное безобразие. Наука и религия — со­вершенно разные области человеческой дея­тельности. Религия в государственных вузах, тем более в естественнонаучных, — нонсенс. Пожалуйста, можно преподавать основы ре­лигии всем желающим путем открытых лек­ций в семинариях, в монастырях, учить детей в воскресных школах, если хотят их родите­ли, но не в государственных вузах и не в го­сударственных школах. Это противоречит Конституции и это делается на наши налоги. Я против того, чтобы мои деньги шли на пре­подавание теологии. Вообще я не понимаю мотивов власти. Одной рукой она борется за прогресс, организует Сколково, другой — на­саждает религию и помогает клерикалам осу­ществлять экспансию.

— Я-то здесь мотивы власти как раз прекрас­но понимаю….

— Ну да, религия помогает держать народ в узде. Однако, можно либо развивать, просве­щать и заниматься модернизацией, либо дер­жать в узде — что-нибудь одно.

— Как можно исправить? Должны ли сотруд­ники МИФИ со студентами выпутываться са­мостоятельно, или можно и нужно повлиять на ситуацию извне?

— Конечно, научная общественность должна сказать свое слово! Что касается повлиять — я не знаю, каким образом это можно сделать, МИФИ — самостоятельная организация…

— Безусловно, но все-таки это государствен­ная организация, существующая на наши деньги, и подчиняется Министерству обра­зования и науки.

— Да, но я просто не в курсе, какие тут воз­можны рычаги.

— Митрополит Илларион, оказывается, чи­тал популярные книжки Хокинга и утверж­дает, что в них всюду просвечивает необхо­димость бога — всякие вопросы без ответа…

— Я не читал этих популярных книжек, по­скольку это моя профессия. Не знаю, что он там мог найти о боге…

— Я тоже не читал, видимо он имеет в виду космологические парадоксы 70-х, которые были разрешены теорией космологической инфляции. еще я слышал высказывания, по-моему, как раз Хокинга, того типа, что тво­рец вряд ли бы внедрил во Вселенную закон (лагранжиан) с таким количеством исходных параметров — он бы наверняка постарал­ся изобрести что-нибудь проще и изящней.

— Действительно, ученые частенько пользу­ются образом Творца как метафорой — нуж­но же иногда разукрасить суховатое научное изложение, но это не имеет никакого отно­шения к вере. Профессиональная задача уче­ного — найти объяснение без привлечения сверхъестественных сущностей.

Вопросы задавал Б.Ш.

Все-таки есть надежда, что коллектив уче­ных, работающих в МИФИ, при поддержке выпускников и остальных ученых отстоит пра­во института на свой прежний бренд.

146 комментариев

  1. Г-н Садко,
    если бог — это Ваше творение, то, конечно, Вы можете его сотворить каким угодно, в том числе и неподчиняющимся всем тем законам и принципам, которым подчиняется вся вселенная. И тогда судить о нем вообще невозможно и бессмысленно. Но существовать такое явление может только в одном месте — в Вашей голове. Где он на деле и существует.

    Кстати, у каждого верующего свой бог, у каждой конфессии — свой, и все они не совпадают друг с другом. Кто-то справедливо заметил, что верующих вообще не существует, так называемые верующие — все атеисты, потому что отрицают всех богов, кроме своего. Все они атеисты с оговоркой. Если собрать аргументы всех верующих, то все боги никуда не годятся.

    Вы спрашиваете, какие мне нужны доказательства бытия бога. Мне никакие не нужны. Это Вам они нужны. А я посмотрю, что Вы приведете и оценю по обычным критериям, по которым я оцениваю любую научную гипотезу.

    Вам же они нужны потому, что Вы жаждете убедить неверующих, по научным критериям, согласовать религию с наукой. Для этого и кафедру теологии ввели в самую сердцевину науки. Настоящие верующие исходили из другого принципа: Верую, ибо это абсурдно. Против этого мне возразить нечего. Веруйте в абсурд, это ваше право. Но не пытайтесь меня убедить, что это не абсурд.
    ЛСК

  2. Г-ну ЛСК.

    Бог не часть сотворенной им же вселенной. Это формально-логически.

    Религий много , тут Вы совершенно правы. И даже христианств уже несколько. Тем не менее, есть непротиворечивое православное святоотеческое учение, где все имеет стройную теологическую основу от апостольских Евангелий до почти современных нам святых отцов. Иными словами, у них один Бог- Христос.

    Если упростить, то — это выбор как жить. И вот православный выбирает своим идеалом заповеди Христовы и идет по этой дороге.

    Спасибо за беседу, в которой Вы и я корректно обменивались мнениями.

    ПС «Верую ибо абсурдно»- приписывается Тертуллиану, хотя в его трудах этой фразы нет. Вера ( т.е. убеждения) во Христа, как и любые убеждения должна быть умной. Иначе будет безумной, абсурдной.

  3. Г-ну Садко.

    «Бог — не часть сотворенной им же вселенной» — ?? Бог, как видите, требует доказательств. Что вселенная сотворена им — и того менее доказано. Часть ли он ее или не часть — вообще пустое рассуждение, софистика. Это как сколько ангелов (или если угодно, чертей) разместятся на острие иголки.

    Противоречий, как Вы, вероятно, знаете, полно и в Библии. А уж святоотеческие писания переделывались и отбрасывались (какие канонизировать, какие отнести к апокрифам) неоднократно. Христос далеко не у всех христиан бог. У иных — только божий сын, богочеловек, у кого-то его икона тоже свята, у других — это всего лишь идол, и т. д. Христианство разделено на десятки течений и сект,да и не очень ясно, чем церковное течение отличается от секты.

    А в выборе, как жить, так наз. христовы заповеди мало отличаются от норм, привычных для нормальных атеистов. Можно верующему грешить в надежде отмолить грехи потом, и можно жить благонравно без всякой религии. «Если бога нет, то всё позволено» — это ложь. Или добросовестное заблуждение, от чего эта сентенция не становится менее безвредной.

    Тем более, что в наше время руководители РПЦ не показывают доброго примера.

    Благодарю и Вас за внимание и готовность объясниться.

    1. Взаимно.

      Впринципе я с Вами соглашусь, христианство естественно для человека, стоит лишь ознакомиться с заповедями. Отличие от светской нравственной морали в том, что светская мораль регулирует нормы поведения- а в христианстве со Христом первым в рай вошел разбойник, распятый за страшные грехи рядом со Христом. То есть в христианстве целью является внутренний мир человека, состояние его души. Это христианство считает высшим уровнем состояния человека, стоящим НАД нравственностью.

      Можно ли верующему грешить, если грехи он потом отмолит. Отмолить- звучит как «произнеси молитву». Грехи прощаются Раскаянием- без раскаяния просто произнесение молитвы не поможет.
      Поэтому самым страшным грехом святые отцы называли тот грех, который человек позволяет себе совершать- то есть принимает его. Этим он попадает на сковородку греха, сначала малой частью, потом больше- очиститься труднее, чем не загрязниться.

      Если человек сознательно грешит, в этот момент он отвергает веру, он не убежден в своей вере.

      ПС Так же сан руководителей РПЦ сам по себе не может дать безгрешие- они такие же люди с волей и должны бороться с грехом в себе.

  4. Хочу акцентировать внимание вот на чём. Открывается не кафедра «Религиоведения» или «Философии религии». Это было бы совершенно понятно (хотя и лишне в МИФИ), потому что предполагало бы культурологическое изучение религии. Открывается кафедра ТЕОЛОГИИ! Или другим словом — кафедра Богословия. («Богословие» — синоним слова «теология»). Это совсем не культурология. Это не просто культурологическое изучение религии, но… «обоснование и защита учения о Боге» (из определения теологии).
    Вы понимаете, что это такое?! В светском образовательном учреждении!

    Даже если взять самое приглаженное определение теологии, даваемое нашими рцп-эшниками (призванное отвести обвинения в нарушении светского характера образования в государственных образовательных учреждениях), заключающееся в том, что теология — это то же самое религиоведение только… глазами верующего, как бы изнутри религии, — не внешний сторонний и беспристрастный, а внутренний взгляд самой религии. Это безусловно не есть светская дисциплина. А уж к науке никакого отношения не имеет.

    1. +1. Не должно быть никакого навязывания веры. В царской России это уже было и привело к вырождению церкви. Но рассказать нужно не только о КУЛЬТУРЕ ( обрядовой стороне) христианства и других религий- а о содержании, о смысле. Да и об атеизме, почему бы нет. То есть , на мой взгляд, стоило бы исходить просто из информирования людей, не более.

  5. Садко: «В принципе я с Вами соглашусь, христианство естественно для человека, стоит лишь ознакомиться с заповедями». Отлично! Но тогда христианство просто излишне: зачем отягощать простые всем понятные принципы тако

    1. Зетем же, зачем любое учение, образование- обсудить мировоззрение, чтобы человек сделал для себя выбор. В принципе, до закона всемирного тяготения каждый сам может додуматься- но человеческая цивилизация изучает его в школе ибо это действеннее…Иное дело, что встает вопрос- может ли быть христианином, неходящий в церковь, а лишь принимающий заповеди, живущий по ним? В принципе- да. Но храм — специальное место для таинств, поэтому христианина, на мой взгляд, душа потянет в церковь.

  6. й громоздкой надстройкой?
    «Если человек сознательно грешит, в этот момент он отвергает веру, он не убежден в своей вере». Но в таком случае почти все верующие отвергают веру, потому что грешат все или почти все, прекрасно сознавая, что делают. А больше всех — проповедники, ибо сама их деятельность является проявлением гордыни, а гордыня — грех.

    1. Да, Вы правы- человек постоянно грешит. «Греху служу аки свиния лежит в калу»- достаточно только присмотреться к своим помыслам. Верующий принимает заповеди христовы как истину. И , на этом пути ( пытаясь жить по ним), падая , он кается ( отвергает свои ошибки=грехи) и идет дальше…Если не нравится проповедник- его слушать незачем, а что проповедники или священники грешат- это их личное дело, каждый в ответе за свои личные грехи.

  7. И еще одно замечание. Говорил ли Тертуллиан «Верую, ибо это абсурдно», мы в точности не знаем — молва донесла. Это Садко прав. Но ведь мы точно так не знаем, писали ли евангелисты всё то, что им приписывается: ведь оригиналы не дошли до нас, а только поздние списки. Всё ли в их писаниях достоверно? Так что лучше не подвергать критическому анализу Тертуллиана…
    Вообще если под теологией иметь в виду то, что традиционно называется «библейской критикой» (начиная с открытия Ж. Астрюком в библейских текстах «Элохиста» и «Яхвиста»), то такая «теология» была бы, может, и полезна на исторических факультетах, но ведь Стриханов, поди, о такой теологии не подозревает, а митрополит Илларион ее знает, но перед студентами-физиками умолчит.

  8. Предположим, Паскаль открыл свой закон или ему кто-то приписал? Сам ли Эйнштейн вывел свою формулу, или просто списал ее с преобразования Пуанкаре, и назвал ее законом? По большому счету- не важно, если формула верна. Так и здесь- если человек считает христианство истинным , то какие-то теологические и исторические вещи совершенно вторичны .

  9. К Садко:
    Разница состоит в том, что ни Паскаль, ни Эйнштейн не обязаны быть образцами жизни для своих читателей и студентов, они должны лишь сделать открытия, и этого достаточно. От их личных причуд наука не страдает. Когда же священник, а уж тем более первосвященник, как Вы выражаетесь, «лежит в калу», то возникает подозрение, что само учение никакой силы не имеет. Святости нет там, где она бы ожидалась.

    1. Да- в силу сана святость в христианстве не возникает, это точно. Человек, кем бы он ни был, сам выбирает- грешить ему или нет. Церковные таинства — дело вспомогательное вере, но не замещающее.

      1. * «Садко», если «если человек считает христианство истинным…»,
        то он уже не «человек», а — «Раб богорожий»!

  10. Это называется «Отделение церкви от государства».
    Все верно; «Церковь отделяет от государства часть науки. Пока! А дальше — больше».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: