Регулярно встречаю мнение, что научная картина мира лишает его чудес. В силу этого главным образом она никогда не завоюет разум большинства людей. Человеческой психике присуще желать завораживающих диковинных историй, а наука их у нас отбирает. Подобное рассуждение на первый взгляд выглядит правдоподобным, однако я попробую на него возразить.
Прежде всего я не согласен с начальной посылкой. Мне не кажется, что научные открытия приводят к уменьшению общего количества чуда. Проиллюстрирую эту мысль очевидным сюжетом, в котором все движущие силы и превращения заведомо естественны, но при этом компонента «непостижимого» не утрачена. Вдумайтесь: всё, что вас окружает, все объекты, с какими вы имеете дело в своей жизни, включая кресло, на котором вы сидите, воду, которую вы пьете, и даже ваших знакомых, — всё состоит из мельчайших атомов, побывавших в недрах горячих звезд. Дотрагиваясь до любого предмета, вы касаетесь материи возрастом в миллиарды лет в буквальном смысле. Когда-то взрывами сверхновых атомы выбросило в космос, и они блуждали в нем настолько долго, что человеческое сознание не в состоянии оперировать такими сроками и расстояниями. Целую вечность они летели в черной пустоте, иногда пересекаясь с другими частицами. Затем некоторые из них под действием сил гравитации собрались в разреженное газопылевое облако, которое очень постепенно превратилось в Солнечную систему. Те самые частицы, из которых состоит ваше тело, когда-то побывали в глубинах планеты, откуда вулканами их выбрасывало в атмосферу. Они оседали в почву и океаны, строили тела растений, грибов и животных.
Несчетное число раз проходя по пищевым цепочкам, они неоднократно выпадали из биосферы и потом возвращались обратно. Каждый отдельный атом, рожденный в результате звездного нуклеосинтеза, очутившись в месте пространства, которое мы называем Землей, за миллиарды лет прошел по самым замысловатым траекториям, прежде чем стать частью вас. Его путешествие стало возможным в результате натуральных процессов, природа которых в общих чертах известна и достаточно сухо излагается в учебниках. И всё же, когда я смотрю на свои руки, пытаясь осознать и прочувствовать тот факт, что это звездная пыль, реальный возраст которой — несколько миллиардов лет, я не могу удержаться от вопроса: это ли не чудо?
Данными рассуждениями я хочу подчеркнуть мысль, что наука ни в коей мере не отнимает у нас возможность испытывать глубокие эмоции по отношению к окружающему миру. Напротив, ее «истории» зачастую более грандиозны и фантастичны, чем всё, что может выдумать человек. И этих историй много, будь то постепенное построение человека из единственной клетки или квантовая неопределенность. Наука меняет качество: взамен вымышленных чудес приходят чудеса настоящие, происходящие в действительности. В открываемом наукой мире я лично не вижу недостатка явлений, от которых захватывает дух. Реальность насыщена невообразимыми событиями, надо только их увидеть.
Денис Тулинов