Почти 25 лет уже существует Российско-Вьетнамский тропический центр. Созданный для совместных исследований и обмена опытом между учеными двух стран, он позволяет российским специалистам работать в экзотических для них условиях. В последние годы наиболее мощным направлением работы Тропцентра остается изучение экологии лесных и морских сообществ. Ежегодно во Вьетнам приезжают аспиранты и сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, других институтов и МГУ им. М.В. Ломоносова. Мне повезло работать в Южном отделении Тропцентра, проводить наблюдения в заповеднике Каттиен, на северной границе Кохинхины — равнинной части Вьетнама. Богатство Каттиена — высокоствольный лес, растущий на вулканических породах. Я приехал изучать жизнь насекомоядных певчих птиц — тимелий. Однако, оказавшись в тропическом лесу, трудно ограничить себя узкой темой исследований. Меня увлекли многовидовые стаи, в составе которых можно встретить не только разнообразных птиц, но и мелких зверей — белок, тупай и оленьков, а также биология мышиной тупайи — частого спутника тимелий.
Вместе со мной в Каттиене работали другие орнитологи, териологи, герпетологи, почвенные зоологи, энтомологи… Нечасто удается провести полевой сезон в такой компании разносторонних натуралистов. Оказавшись в тропическом лесу, поневоле начинаешь изучать его на ощупь и на вкус, понимая, где таится опасность и какие плоды можно употреблять в пищу. Работая вместе с коллегами, получаешь и неожиданные научные открытия. Например, помогая отыскивать ящериц под камнями, я нашел перипатуса — представителя типа животных, тогда еще не известного для Вьетнама. Как и многие беспозвоночные Каттиена, перипатус оказался видом, новым для науки.
Для передачи опыта молодым специалистам проводятся Тропические школы. В этом году в рамках школы удалось вывезти во Вьетнам студентов нескольких кафедр биологического факультета МГУ. За короткую неделю, выкроенную из зимних каникул, студентам читали лекции и водили экскурсии по лесу. Порою те проводили в лесу почти круглые сутки. Стоит только привыкнуть к тропическому лесу, как он становится удивительно комфортной средой для жизни и работы. Охота в Каттиене запрещена, и животные не воспринимают человека как врага. Можно приблизиться к гиббонам, расположившимся в кронах для утреннего концерта, понаблюдать за оленьком, придирчиво выбирающим сочные листочки, за королевской коброй, догоняющей лесную крысу. Освоившись в лесу, успеваешь вовремя обходить смертельно ядовитых змей — крайтов, кусачих муравьев и скорпионов, усеянные частыми колючками плети ротанговой пальмы. Устроители Тропической школы надеются, что некоторые из студентов вернутся во Вьетнам для продолжения исследований. Вьетнам стремительно развивается. На городских улицах исчезают велосипеды, их заменяют мотобайки, вместо лачуг и зданий колониальной застройки вырастают небоскребы. Вьетнамцы — открытые, жизнерадостные, гостеприимные люди, поэтому Вьетнам становится одной из наиболее популярных туристических стран. Вьетнамское правительство принимает усилия для сохранения природного богатства страны, но этих усилий пока не хватает, стремительный подъем экономики ведет к утрате уникальных природных сообществ. В этой ситуации невозможно переоценить роль Тропического центра, позволяющего российским ученым проводить тщательные долговременные исследования экосистем, некоторые из которых, возможно, обречены на скорое исчезновение.
Помимо изучения биологии отдельных групп животных и растений сотрудники Тропцентра проводят исследования структуры сообществ, используя самые современные методы — с привлечением изотопного анализа, с использованием приборов для мониторинга климатических параметров. Однако мои собственные исследования и то, что мы показываем студентам, лежат в области классического натурализма, позволяющего непосредственно, лицом к лицу познакомиться с обитателями диковинного леса. Некоторые из них представлены на фотографиях, сделанных в Каттиене.