Реформы в образовании ставят профессию учителя под угрозу скорого вымирания. 250 школ Москвы вошли в пилотный проект по внедрению ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). В этих школах нагрузка на учителей возросла многократно. В рамках пилотного проекта был введен электронный журнал, который каждый учитель должен регулярно заполнять. В электронный журнал нужно вносить намного больше информации, чем в обычный (все медицинские справки учащихся, портфолио с интересами и достижениями каждого ученика, комментарии по поведению и выполнению домашних заданий учениками). Да, рабочее место каждого учителя оборудовано компьютером, но обычный журнал не отменен. В начале 2012/13 учебного года поговаривали о необязательности бумажного журнала при наличии электронного, но администрация заявила: «До электронного журнала вы еще не доросли — будете вести оба!» А это между прочим дополнительная работа в течение 5-6 часов в неделю, за которую никто не получает дополнительной оплаты! Получается, вместо работы с детьми, вместо более тщательной подготовки к урокам — груз двойной документации, причем часто дома, в выходные и по вечерам.
Но это еще не все. Всех учителей пилотных школ, работающих в 5-х классах в этом учебном году, с сентября принудительно отправили на курсы повышения квалификации «ИКТ-компетентность учителя». На курсах сообщили, что каждый учитель должен создать информационное пространство на сайте learning9151394 и вести там курс. Это, конечно, огромная работа — создание курса. Скажу, что на нее у учителя, работающего в школе с нагрузкой 20– 24 часа в неделю, просто нет времени. Но допустим, что постепенно, за длительный срок… Потом предполагается, что учитель должен в нем регулярно с учениками работать. Ребята начиная с 5 класса должны выполнять задания, посылать учителю. Учитель должен их проверять, по каждому писать комментарий. А где же здоровьесберегающие технологии в образовании? Снижение учебной нагрузки детей? Законная отправка детей в Интернет на несколько часов в день! Предметов-то в школе много, по какому-нибудь да каждый день зададут! И предполагается, что у каждого ученика дома есть компьютер и беспрепятственный выход в Интернет. Но ведь это не так. Работа в информационном пространстве хороша для дистанционного обучения и для увлеченных информатикой детей. А внедрение ее поголовно — это, по-моему, неверно. Это всего лишь один из методов обучения, но он ведь не единственный.
Ну ладно, вернемся к учителю. Учитель должен заниматься с учениками и научно-исследовательской проектной деятельностью, участвовать с учениками в олимпиадах и конкурсах. Видим, требования к нему предъявляются немалые. Где взять время, чтобы их выполнить? Ставка 18 часов в неделю была установлена с расчетом, что при 36-часовой рабочей неделе (согласно Трудовому кодексу РФ) оставшиеся 18 часов учитель тратит на работу со слабоуспевающими, с документацией, подготовку к урокам и повышение квалификации. И эта система распределения времени успешно работала. А теперь? Выполнить современные требования невозможно. Учитель должен работать почти круглосуточно (с редкими перерывами на сон), не иметь семьи, интересов, личной жизни! И все это за невысокую, по современным меркам, зарплату тысяч в 30. Напомним, что учитель еще часто является и классным руководителем (примерно за 5 тыс. руб. в месяц). Абсурд! Как результат многие пожилые, опытные учителя уходят на пенсию, хотя, если бы не нововведения, еще бы поработали. Молодые за такую зарплату могут найти другую работу, где нет таких непосильных требований, такой ответственности и есть свободное время и личная жизнь. Школа, по-моему, от такой реформы только проигрывает, потихоньку теряя ценные кадры. Но ведь есть же люди, которые любят детей, любят их учить, воспитывать, но хотят при этом еще и жить. Пока это только проект, еще не поздно его скорректировать. Спасите учителей!
Екатерина Заренкова, учитель географии
Учитель, который может работать так как просит стандарт без проблем устроится в коммерческую фирму с з/п от 150кр.
А авторы реформ в школе в школе хоть день работали?
Электронный журнал удобен, наши учителя договорились вести его в соответствии с реальным положением дел, а не писать липу, как в бумажном журнале — все знают, что он пишется «по КТП», только для проверяющих, а для записи реальных занятий учителя используют свои собственные журналы. Если электронный журнал превратится в копию бумажного — он нам будет лишней ненужной нагрузкой. С остальным — согласна. Курсы у нас тоже проводились, абсолютная бессмысленность прослеживания огромного количества УУД для каждого ребенка потрясает. Это невозможно в принципе. Это возможно только при ежедневной индивидуальной работе с одним ребенком, а не когда их в классе 30 человек.