Вакуум псевдофильма. Продолжение темы, начатой в предыдущем номере

В конце лета киностудия «Леннаучфильм» анонсировала новый 20-минутный научно-популярный фильм «Структура вакуума». Название вызывало предвкушение чего-то очень интересного. Однако на деле оказалось неинтересно, ненаучно и даже сомнительно в юридическом плане.

Физический вакуум — это далеко не философское «ничто» и даже не идеа­лизированное вместилище всего сущего, каким предстает простран­ство в ньютоновской механике. По теории относительности, простран­ство неотделимо от времени и имеет неевклидову геометрию. Согласно теории струн, на микроуровне оно может быть 10-мерным. Квантовая механика утверждает, что вакуум заполнен нулевыми колебаниями физических полей, и это не голая теория, а физика, дающая прове­ряемые в эксперименте эффекты. Наконец, современная космология утверждает, что вакуум обла­дает энергией — ее еще называют темной, — которая вызывает уско­ренное расширение всей Вселен­ной. Тема структуры вакуума столь интересна и обширна, что о ней можно снять не то что фильм, а целый научно-популярный сери­ал. И вот знаменитая в прошлом киностудия «Леннаучфильм», взяв­шись за эту богатую тему, представила 20-минутное кино, в котором ни о чем из перечисленного даже не упоминается.

Главным героем нового фильма стал Анатолий Рыков, специалист по… сейсмографам. Он достаточ­но успешно занимался ими пол­века и дослужился до должности завлаба в Институте физики Зем­ли РАН. Но уже в глубоко пенси­онном возрасте ему вдруг пока­залось, что он совершил прорыв в области теории вакуума, гра­витации и распространения све­та. Правда, ничего нового он не придумал, а просто вернулся к старой теории эфира, отброшен­ной физиками в начале XX века. Не найдя поддержки у специали­стов, Рыков стал упорно и зануд­но продвигать свои соображения в Интернете. Стиль был примерно такой: «кретины, скрывающиеся под вывеской теоретической фи­зики, необоснованно считают, что свет способен распространяться в пустоте». В итоге его забаннили на всех толковых научных фо­румах и блогах, поскольку заме­чания модераторов он попросту игнорировал.

Если присмотреться к деталям, то выясняется, что своей псев­донаучной идеей А.В. Рыков заразился у коллеги по ИФЗ — Е.В. Барковского. Тот является членом совершенно одиозного «Русского физического общества», на сай­те которого немногочисленные «кандидаты в доктора» стращают мир пророчествами конца света и клеймят инквизиторов из РАН. Вклад Барковского в это дело со­стоял в том, что он нафантазиро­вал «гравитационные взрывы» в глубинах Земли, которыми объяс­нял землетрясения и Чернобыль­скую катастрофу. «Вывести его на чистую воду» и взялся было Ры­ков в конце прошлого века, да не осилил — сам увяз в псевдонауч­ной трясине с собственным «от­крытием». Примечательно, что в рецензентах книжки Рыкова зна­чится Валерий Меньшиков, зам­директора ГКНПЦ им. Хруничева, скандально известный запуском в космос «гравицаппы» — так и не заработавшего двигателя, наруша­ющего третий закон Ньютона. И даже Меньшиков отмечает, что «в книге есть заметные недостатки».

В общем всё это не маргинальная наука, не смелые гипотезы, а просто пустые неквалифицированные разговоры, недостойные и минуты внимания. Однако же киностудия «Леннаучфильм» выделила Рыкову целых 20 минут недешевого вре­мени своего видеопродукта. Надо также сказать, что продукт этот не только псевдонаучный, но и псевдокиношный. Синхрон начинает­ся на фоне молчащего персонажа, физфак ЛГУ иллюстрируется зда­нием 12 коллегий. За отсутствием полноценного видеоряда, вовсю используется примитивная муль­типликация. На экране приплясы­вают комичные фигурки Эйнштейна и Майкельсона. В одной из сце­нок Эйнштейн умирает от удушья (символически убить его — это та­кой вудуистский ритуал физиков-альтернативщиков). Между мультиками рисуются нехитрые схемы с множеством вопросительных зна­ков — мол, что же такое вакуум? Ну, а самый оригинальный видеопри­ем фильма — замедленные съем­ки гимнастов с наложенными на них мультяшными эспандерами, иллюстрирующими силу гравита­ции. Заканчивается всё демонстра­цией «антигравитационной юлы», которая, если верить закадровому голосу, раскрутившись, уменьша­ется в весе. В общем уровень чуть выше студенческого капустника.

Можно было бы просто проиг­норировать выход этого продук­та — мало ли чепухи снимается, — если бы не значилось в титрах, что вся эта лженаука оплачена из на­шего с вами кармана: «Фильм снят при финансовой государственной поддержке Министерства культу­ры Российской Федерации». Вот тут уже становится интересно: на каких условиях министерство вы­деляет деньги, если в результате вместо научно-популярного соз­дается псевдонаучный продукт? Контролирует ли министерство качество выполненной работы и целевое расходование бюджет­ных средств? Надо понимать, нет.

Но ведь у научно-популярного фильма должны быть научные кон­сультанты. Почему они не оста­новили безобразие? Тут надо разбираться поименно. Один из консультантов — доктор техни­ческих (по другим данным — во­енных) наук Вильгельм Горбачев, человек, профессионально свя­занный с морем. Пару лет назад по его сценарию «Леннаучфильм» снял другую ленту — о ледоколах. То есть он свой человек на студии. Вот там и решили: почему бы не позвать его свадебным гене… каперангом дать пару научных кон­сультаций по структуре вакуума?

Второй эксперт, кандидат физ.-мат. наук Людмила Топтунова, представ­ляется в Интернете астрономом. Это вроде как ближе к делу. Но почему-то за ее авторством обнаружива­ются только научно-популярные статьи, да и те в основном на лю­бительском сайте «Астрогалактика», не слишком требовательном к качеству материалов. Но самое интересное, что в своих статьях Топтунова давно уже нахвалива­ет теорию эфира и идеи Рыкова, с которым даже кое-что писала в соавторстве.

Околонаучное «кумовство» на этом не заканчивается. Автор сценария и режиссер Юлиан Барышников — тоже давний прия­тель, коллега и пиарщик Рыкова. И, что самое забавное, его фильм «Структура вакуума», который киностудия с большой помпой анон­сировала как новый продукт, был выложен на видеохостинг «Яндек­са» еще год назад.

То есть группа товарищей бес­стыдно проталкивает любимую псевдонаучную идею в массы в обход экспертизы научного сооб­щества. Для этого она снимает про нее рекламный фильм. Идея пре­подносится как великое открытие, и, естественно, никаких альтернатив­ных мнений и оценок консультан­тов в фильме нет. Этот рекламный ролик выкладывается в открытый доступ в Интернете, и Рыков на­чинает пиарить его по форумам. А вот затем происходит странное. Через год это рекламное псевдо­научное видео вдруг объявляется новым фильмом, только что сня­тым на грант Министерства куль­туры. Это уже не просто низкое (точнее, отрицательное) научное качество, тут уже появляется от­четливый запах аферы с прода­жей готового продукта под видом сделанного на заказ.

Несмотря на критические от­зывы ученых и научных журнали­стов, которые последовали сразу за анонсированием фильма, «Леннаучфильм» не стал ни отменять презентацию, ни отзывать заведо­мо некондиционную продукцию. «Это всего лишь гипотеза» — так примерно звучало их оправда­ние. Было проведено два публич­ных показа фильма — в Москве и Санкт-Петербурге (совместно с нормальным научно-популярным фильмом «Видеть невидимое. Этот правый левый мир» киностудии «Центр национального фильма»). На московский показ был пригла­шен с научно-популярной лекци­ей известный физик Эдуард Боос. Его спросили, как он относится к «гипотезе» Рыкова, и он ответил в том смысле, что она не прошла необходимые проверки и экспертизы и потому научным сооб­ществом не принята. Такой ответ представители студии восприняли как отсутствие критики, посколь­ку деликатный Боос, приглашен­ный читать лекцию, не сказал им прямо, что это чушь и профанация.

Остается только отметить, что киностудия «Леннаучфильм», имеющая почти 80-летнюю историю, уже попадала не так давно в подобный скандал с рекламой псевдоученого, когда выпустила в 2007 году большой, 40-минутный фильм о «гениальном изобрета­теле» Викторе Петрике. Именно с этого фильма и началась рас­крутка огромного, еще не завер­шившегося скандала, который до­катился до руководства страны и Академии наук и получил с пода­чи ученого-популяризатора Ки­рилла Еськова название «Петрикгейт». Похоже, этот опыт никак не повлиял на редакционную полити­ку «Леннаучфильма», и студия го­това по-прежнему предоставлять свой бренд, ресурсы и доступ к го­сударственному финансированию для рекламы самозванцев от науки.

Александр Сергеев

P.S. А если вас всё же заинтересу­ет структура вакуума, то стоит посмотреть носящую такое назва­ние программу Александра Гордо­на с канд. физ.-мат. наук Григорием Верешковым, которую нетрудно найти на Youtube.

38 комментариев

  1. Вячеславу Комогорову: Ваш эксперимент можно принять «на веру», другой известный пример: при включении дёргаются сварочные провода. Есть проблемные задачи в радиолокации, цель достаточная и без звёзд. Хотя если философски посмотрим на предмет дискуссии: если полёт превышает скорость звука, почему в среде без сопротивления нельзя превысить скорость света?

    1. Алуригу. сварочные провода, на постоянном токе, дейтвительно приходят в движение, во время поджига дуги. Объясняется это силой Кариолиса. Но зто связь между проводниками.Если проводники разнесены и прямолинейны, движения нет. Стоит согнуть роводник в форме «полуволнового» вибратора, он начинает движене.Набери «Ставрос. эл. магнитные взаимодейтвия.»(может не совсм точно название, но автор точен). ==почему в среде без сопротивления нельзя превысить скорость света?==Ты же не будешь отрицть волновую теорию света? А коли так, ответь может ли «синусоида» возникнуть сама по себе, не будучи организована двумя силами? Мало того, нужно еще на чем-то ее изобразить, нужна среда распространения, как в случае со звуком. Свет — это событие, результат, событие, он не может иметь собственной скорости. В среде «без сопротивления» нельзя превысить скорость света, по той причине, что любая среда подразумевает наличие границ, а границы не возникают без качественного отличия сред. Если по философски: Наша среда — Физический Вакуум, не пустота,а чистота среды, в которой все, что отличается от вакуума, становится видимым. НО!Вакуум создан, его нет в природе в «чистом» виде. Это состояние, которое нужно поддерживать, потреблять все то что бесконечности может помешать быть бесконечной. А помешать бесконечности быть бесконечной, может только СОМНЕНИЕ — УДЕЛ ЧЕЛОВЕКА! Бесконечности от наших сомнений «ни жарко ни холодно». Глупо рзышлять о превышении скорости света, равносильно мечтам: «если бы папа и мама встретились раньше, я бы чуть раньше родился и узнал бы все о себе, а потом родился еще раз опережая события короче — «АБСУРД».

      1. прочитал начало и сразу припух, чистый старик Эдельвейс. О как фрики общаются между собой, вероятно, тасуют карточки:

        » сварочные провода, на постоянном токе, дейтвительно приходят в движение, во время поджига дуги. Объясняется это силой Кариолиса.»

        1. Максим, я не заю кто такие «фрики», может они и тасуют карточки. Из четырех твоих постов, только глаза на фото и запомнились. Ты ничего из «лекарств» не принимаешь?

    2. ==Есть проблемные задачи в радиолокации, цель достаточная и без звёзд.==Согласен, распознование, (выделение) одиночной цели из групповой, по сей день, нескончаемые теммы для диссертаций.

  2. В фильме отмечена смесь Птолемея и Эйнштейна. Для Птолемея все вращается вокруг Земли, для Эйнштейна массы искривляют пространство. А на самом деле? Земля вращается вокруг Солнца, гравитация есть свойство электромагнитной среды пространства. К сожалению, в физике разделяют средневековое представление Эйнштейна.

  3. Вячеславу Комогорову __»Согласен­, распознова­ние, (выделение­) одиночной цели из групповой,­ по сей день, нескончаем­ые теммы для диссертаци­й.» Миллионы радиолокационных датчиков -«флех-радары»-, работают в промышленности, почему только распознавание цели? Второе — как скорость волн в среде влияет на время?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: