В издательстве «Новое литературное обозрение» недавно вышел двухтомник П. А. Дружинина «Идеология и филология. Ленинград. 1940-е годы. Документальное исследование». Филология в данном случае отсылает нас к судьбе ленинградской школы филологии — прежде всего, к судьбам тех, кто составил ее славу и гордость, — это Б. М. Эйхенбаум, М. К. Азадовский, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп.
Пётр Александрович Дружинин, известный источниковед, собрал, структурировал и откомментировал архивные и опубликованные данные, связанные с «идеологическими» гонениями в 40-х годах ХХ века — гонениями, коснувшимися не только советской филологии, не только науки и даже не только культуры, но и жизни в стране в целом.
Документальное исследование Дружинина с трудом уместилось в два тома, набранных мелким шрифтом, общим объемом примерно 81 печатный лист. Я настоятельно советую всем неравнодушным к истории нашей страны прочитать хотя бы первый том: содержание этой работы существенно шире, чем анализ событий, связанные с разгромом ленинградской школы филологии.
Нам представлены материалы нескольких идеологических кампаний 40-х годов, последовательно уничтожавших в нашей стране научное и культурное творчество, причем в разных сферах — от музыки до генетики, от медицины до философии. Будучи собраны под одной обложкой, тексты документов и рассказ о связанных или инспирированных этими текстами событиях производят впечатление тотального безумия и всеобщего одичания.
Первая глава — «Большая идеология» — занимает почти 200 страниц и служит введением к исследованию в целом. В ней дается обзор важнейших «идеологических» Постановлений ЦК, начиная с 1943 года, включая и те, что имели характер «циркулярных писем», т.е. не публиковались в открытой печати, а рассылались по спискам «заинтересованным лицам» и организациям. Так мы узнаем, например, что атака на Зощенко в связи с его повестью «Перед восходом солнца» началась еще зимой 1943 года.
Дальше следует анализ соответствующих документов и постановлений о философии, об исторической науке, о журналах «Звезда» и «Ленинград», о кино, о репертуаре драматических театров, а также рассказ о «деле Клюевой — Роскина», описание разгрома музыки и музыкальных критиков, биологии и генетики.
И, наконец, кампания по борьбе с космополитизмом, принявшая уже открыто антисемитский характер в редакционной статье «Правды» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» (номер от 28 января 1949 года). Антисемитская подоплека этого постановления и «артподготовка» к нему автором освещена в основных чертах .Завершает главу 1 раздел «Государственный антисемитизм под прикрытием» (более подробно об этом см. труды Геннадия Костырченко, в частности: «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» — М.: «Международные отношения», 2003; «Сталин против „космополитов“. Власть и еврейская интеллигенция в СССР» — М.: РОССПЭН, 2010).
В следующих главах Дружинин сосредоточился на событиях в Ленинграде — на филфаке ЛГУ, в Пушкинском Доме и связанных с этими центрами учреждениях. Заключает исследование глава 7 -«Действующие лица и исполнители» — с подразделами «Жертвы», «Герои» и «Pоst scriptum».
Итак, сюжетный центр исследования — это история разгрома ленинградской школы литературоведения и фольклористики, причем нам расскажут и о гонимых, и о гонителях, а также и об «осторожных» и «пережидавших».
Для адекватного понимания идеологических кампаний 40-х годов — в том числе карательной кампании, известной как «Ленинградское дело», — существенно знать, что вообще представляла собой жизнь в опустошенном блокадой Ленинграде. Поэтому особое внимание автор уделил общему положению в городе во время блокады и после нее, а также самому «Ленинградскому делу». Ведь ректором ЛГУ и, тем самым, весьма влиятельной фигурой в советской образовательной и культурной политике долгое время был А. А. Вознесенский, родной брат Н. А. Вознесенского — видного советского политического деятеля, избранного Сталиным на роль лидера мифической ленинградской «оппозиции».
Чтобы читатель мог представить себе масштаб источниковедческой базы исследования Дружинина, кратко скажу о типах документов, обследованных автором. Это и разнообразные печатные источники — и тут самое время упомянуть сборники серии «Россия. ХХ век. Документы», инициированной в свое время А. Н.Яковлевым, и серию «Документы советской истории». Это и периодика — журналы, газеты, в том числе «многотиражки». Издавались и стенограммы совещаний ЦК, выступления крупных партийных деятелей, а также лекции Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Позже издавалась и переписка тех лет — в частности, бесценным памятником эпохи является изданная в 1998 году переписка М. К. Азадовского и Ю. Г. Оксмана. Есть и мемуарные источники. К сожалению, в рукописи остаются поистине бесценные «Записки» О. М. Фрейденберг, которые были автору предоставлены Н. В. Брагинской; Дружинин их обильно цитирует. Особенно красноречивы печатные материалы с грифом «Секретно», подлежащие, как известно, уничтожению по прошествии определенного времени. Но и они, как оказалось, иногда «не горят». Например, в частном собрании уцелел экземпляр справочника 1930 года «Научные кадры ВКП(б)».
Неопубликованные источники также были обследованы автором со всевозможной полнотой. Это документы высших органов власти — государственных и партийных; это служебные инструкции и директивные материалы, отложившиеся в фондах учреждений и личных фондах. И это, например, тексты новостных выпусков ленинградского радио, сохраненные уже на магнитных носителях и — что совсем поразительно — не подвергшиеся чистке в связи с «Ленинградским делом»!
Есть и неизданные дневниковые и мемуарные записи и т.д. Весьма значимы комментарии автора, касающиеся сегодняшней доступности архивных материалов. «Введение» к исследованию красноречиво свидетельствует о том, что если вы профессионально заняты реконструкцией нашего недавнего прошлого, то лучше поспешить, поскольку архивы становятся всё менее и менее доступны даже для исследователя с поручительствами и регалиями.
Что касается основного текста труда П. А. Дружинина, то я бы считала необходимым внести эту работу в список «обязательных». Обязательных для всех, кто сдает вузовский экзамен по истории СССР, да и любой квалификационный экзамен, предполагающий общие знания о русской культуре в целом, включая историю советской науки. Учащиеся 11-х классов, на мой взгляд, с большой пользой для себя могли бы прочитать хотя бы главу 1 данного труда — «Большую идеологию». Без представления об описанных там «Постановлениях…» и эпизодах борьбы то с писателями и поэтами, то с генетикой, то с композиторами понимание истории СССР — а также истории России — будет весьма неполным.
Я вырос в малограмотной семье, потому долго не мог понять суть советской системы.
Пока однажды не дошло: суть системы-бери больше и кидай дальше при условии, что фонд зарплаты не меняется.
Ну, а поскольку экономической заинтересованности трудиться не было, нужна была атмосфера тотального страха.
Если не было причин-выдумывали поводы.
Типа… да любых типов.
Пародийные отрыжки этой системы в наше время представлены в виде путинизма.
Вне всякого сомнения, свободное общество Америки вздрогнет от страха перед делом Димы Яковлева.:))
Мальчишку, действительно, жаль.
И я его приёмных родителей отнюдь не защищаю.
Но где были наши защитники справедливости раньше?
Время пародий…
Что касается сталинизма, то без обсуждения его предтечи, лениниза, нам явления до конца не понять.
Разве Ленин не является жестоким убийцей не только российской интеллигенции, но и просто детей?
Разве маршал Тухачевский не является породением ленинизма?
Является ли Тухачевский порождением ленинизма?
Отчасти да. Но он и порождение бонапартизма, а ещё раньше — цезаризма.
Но почему маршал воспринял именно их (цезаризм-бонапартизм-ленинизм), а не, например, «Непротивление…» Л.Толстого?
Да потому, что таким уродился, и в такую среду попал!
В человеке есть отрицательная и положительная духовность. Система воспитания, сложившееся мировоззрение определяют каким путём по жизни пойдёт человек: будет ли он вести борьбу со своей отрицательной духовностью или потакать (служить) ей…
О том какое мировоззрение должно быть у современного человека вы можете узнать здесь:
http://otkpblto.ru/index.php?showtopic=5485&st=0