70 кубометров древних человеческих останков, извлеченных из земли в ходе археологических изысканий, складированы в подвале Нижнего Новгорода и почти 10 лет ждут, когда о них позаботятся церковная и светская власти.
В одном из городских подвальных помещений неподалеку от стен Нижегородского кремля хранится груда человеческих костей. Часть их была извлечена археологами из недр городских некрополей еще 9 лет назад, и с тех пор, побыв материалом для научных исследований, они никак не могут возвратиться в землю. «Не самое худшее, что могло с этими косточками случиться. По крайней мере, они не на свалку попали», — комментирует ситуацию заместитель директора по научной работе «Археологической службы» Татьяна Гусева. До сведения нижегородских археологов доходит время от времени и совсем скандальная информация — о вывозе втихаря человеческих останков, потревоженных строителями, с древних городских некрополей на мусорные полигоны.
Как рассказывает Гусева, от очень многих высокопоставленных особ, облеченных властью, она не раз слышала недоуменные вопросы, почему эти кости просто не сгребли экскаватором или бульдозером. Именно поэтому она, выполнив свою работу ученого, уже не ставит теперь никаких условий ни чиновникам, ни застройщикам, по чьим заказам ее служба проводила археологические изыскания, не просит избавить от этой обузы. Она не сомневается: если от добровольческой миссии по сбережению останков откажется «Археологическая служба», то быть тогда костям свезенными на помойку.
«Порой думаешь: и чего это мы тут с этим возимся, когда в договорах у нас прописано, что застройщики должны организовать и обеспечить последующее перезахоронение останков, если таковые будут?! — признается Татьяна Владимировна. — Но я хорошо понимаю, что и застройщики тоже не смогут этого сделать без соответствующего волеизъявления чиновников».
Столкнувшись с отсутствием какой бы то ни было озабоченности со стороны властей судьбой останков, которые с 2005 года стали попадаться археологам в огромном количестве, поскольку историческая часть Нижнего Новгорода осваивается инвесторами очень активно, Татьяна Гусева попыталась найти взаимопонимание с нижегородской митрополией. 21 ноября 2011 года в адрес архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия ею было направлено письмо. Цитируем: «На протяжении последних лет при проведении охранных археологических работ в исторической части Нижнего Новгорода на отдельных площадках под строительство или прокладку коммуникаций в границах раскопов оказываются участки древних городских некрополей. В соответствии с действующим законодательством (Закон РФ „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ от 25.06.2002 № 73-ФЗ), захоронения (костные останки) фиксируются и извлекаются из земли согласно принятой археологической методике и исследуются антропологами. После этого они могут быть перезахоронены. В большинстве исторических городов Российской Федерации процесс перезахоронения останков (антропологических материалов) из раскопок исторических некрополей отработан и не вызывает организационных затруднений. К сожалению, в Нижнем Новгороде до сих пор не удалось решить эту проблему. В результате у нас накопился антропологический материал в количестве несколько тысяч единиц из раскопок некрополей… Убедительно прошу Вас принять участие в решении данной проблемы и ходатайствовать перед властями города и области о выделении земельного участка под перезахоронения останков нижегородцев…»
А в ответ — тишина. Журналистам комментарии короткие: «Никаких комментариев». При этом прямо на территории Спасо-Преображенской нижегородской церкви, как известно, тоже хранятся останки древних людей, извлеченные в ходе археологических работ еще в конце 90-х годов. По сегодняшним меркам, их не очень много — несколько сотен «единиц», ведь в 2011 году на Театральной площади Нижнего Новгорода, в нескольких десятках метров от стен кремля, было вскрыто сразу несколько пластов старинного некрополя, и счет извлеченным останкам древних нижегородцев тогда пошел на тысячи.
Но лучше считать кубометрами — чтобы представители светской и церковной властей могли себе представить, какого размера требуется яма под захоронение костей. А то уже не раз звучали предложения упокоить их в основании какой-нибудь очередной новодельной часовни. Только ведь захоронения в таких объемах все-таки требуется предусмотреть при проектировании. Предусматривать, судя по всему, никто не спешит.
Минувшим летом один из депутатов Законодательного собрания Андрей Тарасов с воодушевлением взялся было эту проблему решить, заявив о целесообразности создания исторического мемориала: и совещание на эту тему собрал, и распоряжения отдал, чтоб не позднее 1 сентября текущего года провести еще одно совещание, но… Вот уж 1 декабря приближается, и областной бюджет на 2013 год, в котором господин Тарасов предложил предусмотреть расходы на мемориал, принят в первом чтении, а никаких известий всё нет. И отклика на запрос журналиста — тоже. Безмолвствует и Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
«Я не понимаю, почему Нижний Новгород уперся в эту проблему. Ведь чтобы выкопать яму и кости перезахоронить, даже денег много не нужно, — недоумевает Гусева. — И эта работа должна быть последней точкой в охранных мероприятиях, ради которых эти кости и были извлечены из земли».
Ирина Славина