Редакция ТрВ-Наука обратилась к действующим ученым с просьбой прокомментировать новость о создании кафедры теологии в МИФИ и реакцию научного сообщества на это событие. Публикуем поступившие отклики.
Валерий Аджиев, выпускник МИФИ, старший научный сотрудник Британского национального центра компьютерной Анимации при университете Борнмута:
Сама по себе новость о создании кафедры теологии в МИФИ не кажется мне такой уж из ряда вон выходящей. В принципе, такого рода кафедры издавна функционируют во многих западных университетах, в том числе самых элитных и даже с техническим уклоном. Если деятельность кафедры будет носить научный, образовательный, просветительский характер (как это и должно в светском вузе), причем на основе принципа сугубой добровольности со стороны студентов — то это может быть только на пользу.
Проблема в том, что эту новость невозможно воспринимать вне значительно более общего, чем один отдельный университет, контекста. В котором совершенно ясно просматривается союз властей и РПЦ в наступлении на гражданское общество в его современном (а не фундаменталистски-традиционалистском) понимании. Отсюда и опасения, что деятельность открываемой в МИФИ кафедры будет носить миссионерский, чтобы не сказать — агрессивно-миссионерский характер. Некоторые даже говорят об опасности институализации «атомного православия» по лекалам исламско-иранского проекта. Лично я полагаю, что такого рода опасности преувеличены — при том, что отход от «светской» подачи предмета и от нейтральности по отношению ко всем мировым религиям вполне, на мой взгляд, вероятен.
Полагаю, однако, что подавляющее большинство поступающих в МИФИ склонны к научно-инженерному мышлению, которое может сосуществовать с верой, но обычно несовместимо с религиозным фанатизмом. В свое время мы в МИФИ благополучно пережили курсы истории КПСС и научного коммунизма (с научным же атеизмом), более того, «изучение» этих предметов очень даже способствовало осмыслению и приятию идей, противоположных тем, которые в нас пытались вбить. Думаю, что агрессивная подача православия студентам способна привести к аналогичной реакции.
А опасения лично у меня такие. Первое: по факту мы видим, что религия в данный конкретный исторический момент часто разъединяет людей. С одной стороны, вполне можно ожидать возникновения «дружины» активно верующих студентов, которые могут пытаться цензурировать интерес других студентов к современной культуре, особенно с экстремальными (по фундаменталистским понятиям) особенностями (что в студенчестве естественно и что МИФИ всегда было). С другой стороны, неизбежно появление среди студентов пассионарных атеистов (их голос уже слышен). Я не уверен, что такого рода напряженность (возникновение которой вероятно) будет на пользу нормальному функционированию университета.
Второе: интересно, просчитывало ли руководство МИФИ возможную реакцию будущих абитуриентов и их родителей. Традиционно в МИФИ поступают дети научно-технической интеллигенции, значительная часть которой не принимает новейшие проявления смычки государства и РПЦ. Я уж не говорю о тех представителях национальных меньшинств (не обязательно приверженцев иных религий), которые могут воспринять такое громко прозвучавшее появление теологической кафедры с православными священниками-преподавателями как сигнал о том, что данный вуз — не для всех, а для русских.
Андрей Ростовцев, выпускник МИФИ, докт. физ.-мат. наук, зав. лаборатории физики элементарных частиц ИТЭФ:
Сама по себе идея создания кафедры теологии в университете не вызывает аллергии. Во многих западных университетах кафедры и целые факультеты теологии давно существуют. Достаточно сказать, что федеральный министр образования и исследований Германии Аннета Шван получила католическое образование в Боннском и Дюссельдорфском университетах и является почетным профессором на кафедре католической теологии в Свободном университете Берлина.
В конкретном же контексте МИФИ и воинствующей РПЦ новая кафедра теологии у здравомыслящих людей вызывает только негативную реакцию. Сразу возникает пара наивных вопросов. У МИФИ нет других, более важных проблем? И зачем мартышке очки? Последнее поясню. В том же Свободном Берлинском университете курс католической теологии читают в рамках более общего историко-культурологического раздела знаний. Одновременно с католической предлагается и протестантская теология, а также курс общего религиоведения. В Принстоне курс теологии включает в себя больше занятий по исламу и ранним культам Средиземноморья, чем по христианству. То есть к религии в цивилизованном мире относятся как к науке и курсы по теологии читают в основном вполне светские профессора, а не епископы.
В техническом вузе новообретенная узкоспециализированная кафедра по православию с митрополитом Илларионом во главе выглядит как выколотая точка, вне цивилизационного контекста. Возможно, в обмен на размещение у себя теологической кафедры МИФИ получил какие-то вполне светские преференции. Ну, дай-то Бог.