Открытие кафедры теологии в МИФИ 15.10.2012 г. (*) воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества. Поэтому данный факт вызывает особые опасения.
Россия — светское государство. Существенно, что в нашей стране представлены все основные мировые религии, а также все основные конфессии христианства. Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14) и со здравым смыслом тоже.
В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа. Появление такой структуры в современном политехническом вузе (создан СНК СССР в 1942 году) мировой практике противоречит и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы.
Вопросы гуманитарного образования студентов позволяют достаточно успешно решать существующие кафедры философии и социологии. Появление теологии в государственных научно-технических вузах вызывает и будет вызывать справедливое возмущение большинства ученых и преподавателей в России. Хотелось бы напомнить, что в свое время система партийных органов и комсомольских организаций в государственных учреждениях была основана на действии ст. 6 Конституции СССР, однако, общий итог ее деятельности напоминаний не требует. Поэтому проникновение церкви в систему государственного образования трудно охарактеризовать иначе, как действия вне закона.
Подписи:
1. член-корреспондент РАН Агол Вадим Израилевич
2. академик Александров Евгений Борисович
3. член-корреспондент РАН Андронов Александр Александрович
4. член-корреспондент РАН Аникин Александр Евгеньевич
5. член-корреспондент РАН Антипов Евгений Викторович
6. член-корреспондент РАН Анфилогов Всеволод Николаевич
7. член-корреспондент РАН Арсеев Петр Иварович
8. член-корреспондент РАН Балега Юрий Юрьевич
9. член-корреспондент РАН Белавин Александр Абрамович
10. член-корреспондент РАН Бисикало Дмитрий Валерьевич
11. член-корреспондент РАН Бондарь Александр Евгеньевич
12. член-корреспондент РАН Борисов Александр Борисович
13. академик Боярчук Александр Алексеевич
14. член-корреспондент РАН Бражкин Вадим Вениаминович
15. член-корреспондент РАН Бухтияров Валерий Иванович
16. академик Варшалович Дмитрий Александрович
17. член-корреспондент РАН Виноградов Евгений Андреевич
18. член-корреспондент РАН Высоцкий Михаил Иосифович
19. академик Гантмахер Всеволод Феликсович
20. академик Гапонов Сергей Викторович
21. академик Гапонов-Грехов Андрей Викторович
22. академик Герштейн Семен Соломонович
23. академик Гордеев Евгений Ильич
24. академик Григорьев Виктор Михайлович
25. академик Гуляев Юрий Васильевич
26. академик Гуревич Александр Викторович
27. член-корреспондент РАН Данилов Михаил Владимирович
28. член-корреспондент РАН Данилян Геворг Вардкесович
29. член-корреспондент РАН Димов Геннадий Иванович
30. академик Дмитриев Владимир Владимирович
31. член-корреспондент РАН Донцова Ольга Анатольевна
32. академик Железняков Владимир Васильевич
33. академик Захаров Владимир Евгеньевич
34. академик Зеленый Лев Матвеевич
35. член-корреспондент РАН Зыбин Кирилл Петрович
36. член-корреспондент РАН Иоффе Борис Лазаревич
37. академик Каган Юрий Моисеевич
38. член-корреспондент РАН Камилов Ибрагимхан Камилович
39. член-корреспондент РАН Каминский Александр Александрович
40. академик Каплянский Александр Александрович
41. академик Кардашев Николай Семенович
42. член-корреспондент РАН Кешишев Константин Одиссеевич
43. академик Коротеев Виктор Алексеевич
44. член-корреспондент РАН Кочаровский Владимир Владиленович
45. член-корреспондент РАН Кузнецов Евгений Александрович
46. академик Кулешов Александр Петрович
47. академик Литвак Александр Григорьевич
48. академик Лукьянов Сергей Анатольевич
49. академик Маров Михаил Яковлевич
50. академик Матвеев Виктор Анатольевич
51. член-корреспондент РАН Мельник Олег Эдуардович
52. академик Месяц Геннадий Андреевич
53. член-корреспондент РАН Мешков Игорь Николаевич
54. член-корреспондент РАН Муртазаев Акай Курбанович
55. член-корреспондент РАН Никитов Сергей Аполлонович
56. член-корреспондент РАН Новиков Игорь Дмитриевич
57. академик Осико Вячеслав Васильевич
58. академик Парийский Юрий Николаевич
59. член-корреспондент РАН Пархомчук Василий Васильевич
60. член-корреспондент РАН Паршин Александр Яковлевич
61. академик Питаевский Лев Петрович
62. член-корреспондент РАН Прозорова Людмила Андреевна
63. член-корреспондент РАН Рагульский Валерий Валерьянович
64. член-корреспондент РАН Ритус Владимир Иванович
65. академик Розанов Алексей Юрьевич
66. член-корреспондент РАН Розанов Николай Николаевич
67. академик Рубаков Валерий Анатольевич
68. академик Руденко Олег Владимирович
69. член-корреспондент РАН Ряжская Ольга Георгиевна
70. академик Садовский Михаил Виссарионович
71. академик Сакович Геннадий Викторович
72. академик Салихов Кев Минуллинович
73. член-корреспондент РАН Саранин Александр Александрович
74. член-корреспондент РАН Сергеев Александр Михайлович
75. член-корреспондент РАН Сибельдин Николай Николаевич
76. академик Сидоренко Юрий Сергеевич
77. член-корреспондент РАН Скляров Евгений Викторович
78. академик Скринский Александр Николаевич
79. академик Скулачев Владимир Петрович
80. академик Славнов Андрей Алексеевич
81. академик Старобинский Алексей Александрович
82. член-корреспондент РАН Степанов Александр Владимирович
83. академик Стишов Сергей Михайлович
84. член-корреспондент РАН Стороженко Павел Аркадьевич
85. академик Сурис Роберт Арнольдович
86. академик Тимофеев Владислав Борисович
87. член-корреспондент РАН Ткачев Игорь Иванович
88. академик Устинов Владимир Васильевич
89. член-корреспондент РАН Хазанов Ефим Аркадьевич
90. член-корреспондент РАН Хохлов Дмитрий Ремович
91. член-корреспондент РАН Хриплович Иосиф Бенционович
92. академик Чаплик Александр Владимирович
93. академик Черепащук Анатолий Михайлович
94. член-корреспондент РАН Черепенин Владимир Алексеевич
95. член-корреспондент РАН Чернов Александр Александрович
96. член-корреспондент РАН Чуразов Евгений Михайлович
97. академик Шалагин Анатолий Михайлович
98. член-корреспондент РАН Шатунов Юрий Михайлович
99. академик Ширков Дмитрий Васильевич
100. член-корреспондент РАН Шустов Борис Михайлович
101. академик Щербаков Иван Александрович
102. член-корреспондент РАН Яковлев Дмитрий Георгиевич
103. член-корреспондент РАН Яландин Михаил Иванович
104. д.ф.-м.н. Романовский Михаил Юрьевич(*) — 15.10.2012 г. (www.mephi.ru/content/news/1387/17482/?sphrase_id=203504)
подписи членов Академии продолжают поступать на адрес ОФН РАН [email protected] , но в связи с ранее имевшими место блокировками этого адреса целесообразно также дублировать письма на адрес [email protected]
Ну, Ирина Сергеевна! Можно ли хвататься за такие приемы? Всякому должно быть ясно, что я не на бога сержусь, которого нет, а на вашу выдумку о боге. Вами (я тут имею в виду не персонально Вас, а всех создателей религии) выдумана фигура, которой приписаны разные качества (всемогущий, всеблагой, всемилостивый, всеведущий и т. д.), и вот я показываю, что фигура с такими качествами существовать не может — это противоречит всему, что мы наблюдаем. И это как дважды два четыре. Вы ведь не ответили на мое возражение. Вы только попытались поставить меня в затруднение схоластической уверткой. А Вы ответьте на то противоречие, которое я Вам указал. За что всемилостивый и всемогущий бог карает муками, болезнями и смертью маленьких детей, абсолютно невинных? Сержусь я или нет — это argumentum ad hominem, а Вы ответьте по существу.
ЛСК. Это, вы правильно поняли, именно так. Если же всерьез, и речь идет о православии, то Бог вообще никого не карает, Бог есть любовь. И то, что вы говорите, совершенно неверное представление о Боге.Тут путаница с язычеством. Любой учебник по догматике, если Вы человек книжный, поинтересуйтесь. Смысл страданий, не в каре, а в покаянии. Там, в православии есть несколько основных положений, терминов, с которыми Вы, судя по всему не знакомы, Вот поэтому и нужна кафедра богословия, для просвещения, чтобы наши учение, физики, были бы образованными людьми.
Всеволод, ну неужели Вы думаете, что ученый что-то придумывает, не-ет он исследует мир, созданный Богом. И на первом этапе этого исследования появляется ощущение, что все понятно, и не нужны никакие высшие силы, но при дальнейшем погружении в проблему выясняется, что это не так, и ученый начинает понимать. Это происходит в любой области знаний, примеров масса. А вот именно для того, чтобы не совершать подобных тактических ошибок и нужна кафедра богословия
Ирине Сергеевне.
То есть Вы полагаете, что бог, насылая болезни, муки и смерть на невинных детей, никого не карает, а лишь принуждает к покаянию. Кого? В чем? Невинным детям не в чем каяться! Подобное «принуждение к покаянию» есть варварство и мерзость. Вы его приписываете Вашему богу. Единственным оправданием его моет быть только то, что он не существует.
И никакие кафедры теологии, никакие догматические толкования не отменят этого. Бог выдуман, и плохо выдуман.
Извините за пропуск буквы в слове «может».
ЛСК: Вот, представьте, мужская палата в больнице, лежат, естественно одни мужики. Что происходит? Сальные анекдоты, матерок, атмосфера… вполне определенная. И вдруг в эту палату попадает больной ребенок и внезапно все становятся лучше . Вот я о чем. А Господь того ребенка не обидит, он получит такие дары, которые нам с Вами и не снились . И, потом, как Вы себе представляете, выдумка, которая существует 2000 лет и собирает последователей, при чем людей совершенно разных наций, «менталитета» разного, и не оскудевает. А главное то, что предлагает нам Господь никак не могло быть выдумано людьми просто потому, что людям не свойственно. Например отдать последнее, а себе ничего не оставить, как это мог придумать человек?
Какую отвратительную чушь о Боге вы пишите, какие глупые примеры выставляете. К чему эта больничная эмансипация? Как вы сами Творца земного представляете? Только не черпайте сведения их религиозной теологии средних веков. Вы веруете в Бога? Вот и хорошо, значит вы защищены от всего неприятного на этом свете. Однако, зачем у вас возникла необходимость внедрить преподавание религии (религий) в высших школах науки? Вы что же, думаете, что после изучения христианской теологии учёные станут умными и покладистыми или станут духовными пастырями студентов, заблудших политиков и богачей? Знаете, я уважаю православное христианство,люблю читать библию, где описываются деяния Бога Отца и его Сына, особенно Сына, с его земным жизнеописанием, хотя это история отдельного человеческого рода — иудейского, распространённого во всём мире.
Но мы живём в 21 веке! В огромной стране — России, где проживают разные народы со своими языковыми конструкциями и религиозными традициями. Все эти народы несут в душах веру в разных богов. Впрочем, вышесказанное, просто к слову.
Насколько я вас понял, вы хотите путём расширения организации православной кафедры объединить большинство российских учёных в организацию, которая противопоставила бы себя против бюрократической тупости бездарной власти государственных чиновников, которые продолжают «реформацию» и разграбление объектов научной деятельности, как это сегодня происходит с РАН? Тем не менее Ваша мысль не дурная — сплотить научные массы под хоругвями православия, с другими религиозными сферами.
Уважаемые Альберт и ЛСК!
В том-то и дело, что не только методы познания разные, но и объекты, цели познания совершенно различны. Вот химия, скажем, изучает вещества и их строение, а лингвистика – наука о языках. Они сосуществуют, не мешают друг другу? Конечно, нет. Противостоят? Вряд ли. Так почему же религия и, скажем, физика должны противостоять?
Верой человек познает мир духовный и его законы, а физика познает законы физические, так почему они должны, следуя вашей логике, мешать друг другу? И, учитывая, что цели и предмет познания различны, то логично предположить, что и методы познания различны: в познании духовного методы те же – духовные, т.е. мир духовный и его законы познаются духом. Вы, конечно, этого не можете понять, т.к. область, о которой идет речь – область духовного – абсолютно вам чужда. Чтобы рассуждать о духовном, нужно хоть сколько-то иметь представление о предмете познания. Это то же самое, как то, что чтобы рассуждать о физических законах и явлениях, нужно хотя бы иметь базисные знания, нет? Так как могут противостоять религия и наука, когда и предмет, и цели, и методы познания у них совершенно разные?
Почему-то вы прибываете в убеждении, что религия мешает науке, потому что они говорят об одном предмете. Но это не так. И понятно, почему вы об этом не знаете, ведь вы знаете предмет познания науки, которой, предполагаю, интересуетесь, и не знаете предмет познания религии, т.к. она вам не интересна. Это нормально: знать об одном предмете больше, о другом меньше. Однако понятно, когда, зная хорошо предмет, мы о нем можем рассуждать. Но почему мы в то же время беремся рассуждать о предмете, о котором имеем смутное представление? Я не буду рассуждать о, скажем, ядерной физике, т.к. плохо разбираюсь в вопросе. Но все неверующие почему-то рассуждают о религии как ни в чем не бывало. При этом довольно странным выглядит попытка применения методологического аппарата для познания трансцендентного с помощью методов строго специфичных в области познания мира физического. Трансцендентное не менее глобальная область исследования, нежели область мира физического, и требует, в свою очередь, определенного набора знаний и личного опыта (с методологией исследования данного вопроса можно ознакомиться, в частности, в работе Мартина Хайдеггера «Лекции о метафизике).
Для нас, верующих, вопросы происхождения вселенной, жизни, и другие вопросы, которыми занимается наука, второстепенны, они вовсе не во главе угла. Во главе угла у нас вопрос жизни в Боге, т.е. вопросы духовные. А если наука изучает явления физические, а религия ведет речь о явлениях духовных, то как они могут противостоять?..
Вы также говорите о том, что нравственность и мораль не основаны на религии. А на чем? Мне было бы интересно узнать иное мнение на этот счет, потому как я убеждена, что нравственное чувство – чувство религиозное, даже если человек в Бога не верит. Я не вижу иной возможности человеку или обществу убедиться в важности и необходимости моральных ценностей, кроме религиозного их обоснования. Почему человек не должен убивать, грабить, насиловать, по-свински относиться к людям, идти по головам ради достижения целей, покупать золотые унитазы вместо помощи детдомам?.. Почему человек не должен себя так вести? Кому-то, может, в детстве говорили, что это нехорошо. Но почему это нехорошо? Кто так решил, и почему лично я должен следовать этим принципам?
Утверждение, что морально-этические ценности имеют антирелигиозную природу – антинаучно, и впрямую противоречат данным современной социологии. Этика и этос имеют своим началом религиозные воззрения сообщества. Почитайте хотя бы Макса Вебера.
Уважаемый ЛСК! Вы говорите: «Вас не отвращают от веры дурные поступки г. Гундяева». Ответьте мне, пожалуйста, почему домыслы и сплетни, которыми вы руководствуетесь в суждении о личности патриарха, должны кого бы то ни было отвратить от веры? Христианская вера стоит только на личности Христа и Его учении – это базис, который никакое самое скверное поведение кого бы то ни было из принадлежащих к Церкви, и тем более никакие чужие домыслы, не способны поколебать. Поверьте, даже если вдруг все представители церковной иерархии станут жить не по-христиански, это ни в коей мере не может заставить меня последовать им, а не Христу.
Уважаемые господа! Я замечаю достаточно бытовой уровень рассуждений на эту тему. Данными вопросами занимается серьезная плеяда блестящих умов, представляющих совершенно разные направления гуманитарной мысли, с которыми каждому, кто считает себя вправе рассуждать на эту тему, не мешало бы ознакомиться.
К комментарию ирины сергеевны: 15.06.2013 в 22:40
» И на первом этапе этого исследования появляется ощущение, что все понятно, и не нужны никакие высшие силы, но при дальнейшем погружении в проблему выясняется, что это не так, и ученый начинает понимать. »
Спасибо за прояснение ситуации. Интересно, какое отношение Вы имеете к научной деятельности? Я вижу, что Вы оперируете представлениями века эдак 19-го.
Хотя, конечно, есть и более свежие примеры, связанные, например, с молекулярной биологией. Некоторое, лет 30-40 назад, на той самой упомянутой Вами ранней стадии, невозможно было себе представить, что все это там, в клетке, делается не по «воле свыше», а само по себе. И набор фактов был, вроде бы в голове укладывающийся. Для людей со стороны этой ситуации более чем достаточно, чтобы сказать: «Вот, смотрите, божья длань руководит репарацией ДНК!» или что-нибудь еще в этом духе.
Более того, отсылки к этим, уже древним для молекулярной биологии, временам, будут продолжаться, условно говоря, вечно. Без всякой оглядки на то, что люди, занятые наукой, уже кое в чем подразобрались. И уже давно апологетам божественных идей пора видоизменить свою мысль на примерно такую: «Смотрите, как все сложно и запутано! Но не думайте, что это все свидетельствует о стохастичности процессов в живой клетке! Это господь все так придумал, только неверующим это замысел не понять в силу своей ограниченности!»
А вообще говоря, я хорошо увидел, что Вы как раз яркий представитель сообщества, вовсю эксплуатирующего «лишнюю сущность». Хотя не зря еще лет 700-800 даже некоторым схоластам уже стало ясно, что это путь бесперспективный. Логика и конкретные примеры тут бессильны…
ЛСК
Говоря о страдании, мы опять оперируем земными представлениями. Невозможно говорить о духовном, об иных мирах, используя земные категории. Вот представьте, уважаемый ЛСК, что человечество столкнулось с инопланетной цивилизацией. Там нет гумоноидов, нет ничего, что напоминало бы нам наш мир: там всё другое, настолько иное, что попытка описать этот мир, используя наш понятийный аппарат и наше представление о правильном и неправильном, будет выглядеть смешно и примитивно. То же самое касается мира метафизического, то же самое касается мира духовного, божественного, то же самое касается смысла страданий Бога на земле, то же самое касается смысла человеческого страдания и смысла жизни в целом.
Определенно, страдания не бессмысленны. Об этом говорят нам, христианам, страдания Христа, говорит мученический подвиг апостолов и тысяч христиан, которые претерпели такие муки, которых нам даже вообразить страшно. Об этом говорит наш личный опыт, и мой в частности. Не могу сказать, чтобы то страдание, которое было в моей жизни, было бессмысленным. В нем мне всегда особо открывался Бог, что невозможно передать и описать.
«В мире скорбны будете», — предупреждает Писание. А апостол Павел добавляет: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас». Тут есть, над чем задуматься, тут есть смысл. Христос, претерпев муки, воссел одесную Бога. Мученики воссияли в славе в Небесном Отечестве. Но как нам это понять своим оземлянелым умом, как приподняться над привычными земными, бытовыми категориями мышления? Трудно.
На самом деле, вопросы, которые не находят ответа в жизни вне религии, всегда находят ответ в Писании. Нас они могут не устраивать, мы можем им не верить, но через веру всё в мире обретает смысл, всё постепенно становится понятным, в то время как вне религии ответ один: «это бессмысленно».
Ирина, отдохните , пожалуйста. Ваша духовность — ваше дело. В средние века еретики побили бы вас камнями, после чего убийц сожгли бы на костре. Как это у вас уживается — быть ученым и религиозным фанатиком одновременно.
Всеволод: не по «воле свыше», а само по себе. Это как? Любое структурирование требует вливания энергии, разве не так?