Недавно мировая научная общественность обсуждала [1] решение суда по делу о действиях экспертов перед землетрясением в Л’Аквиле (L’Aquila). Мы попросили дать комментарий Алексея Морозова, сейсмолога, старшего научного сотрудника архангельского Института экологических проблем Севера УрО РАН.
Прокомментировать приговор, который был вынесен итальянским сейсмологам, как-то объективно очень сложно. За что? За неправильный прогноз? Но в мире пока никто не умеет делать точных прогнозов. Несмотря на то, что инструментальные сейсмологические наблюдения ведутся уже более 100 лет, а исследования, направленные на предсказания землетрясений, были начаты несколько десятилетий назад, предсказать время, место возникновение землетрясения и его энергию на данный момент невозможно.
Не справившись пока с главной проблемой, сейсмологи решили много важных второстепенных задач, направленных на снижение ущерба от возможных землетрясений. Прежде всего, это сейсмическое районирование, на основе которого и строят здания, устойчивые к максимально возможным на данной территории землетрясениям. Ведь в сейсмологии часто говорят, что людей убивает не землетрясение, а здания. Поэтому у меня возникает вопрос не к итальянским сейсмологам, а к итальянским властям: «Почему разрушились здания, когда они должны были устоять? Кто в этом виноват?»
1. www8.nationalacademies.org/onpinews/newsitem.aspx?RecordID=10252012
Цитата: «Поэтому у меня возникает вопрос не к итальянским сейсмологам, а к итальянским властям: «Почему разрушились здания, когда они должны были устоять? Кто в этом виноват?»»
Алексей, Вы, конечно, правы в оценке этого маразма (как правы все, кто протестует против попытки всё свалить на «жрецов»). Но, позвольте спросить: «Вы в L’Aquila были?» Судя по цитате, — нет.
Алексей, это сплошь исторический город. Хотя, порой рядом стоят здания, времена постройки которых различаются на 400 лет. Здания лепятся друг к другу, что вообще характерно для любого старинного итальянского города. Там, даже выбежав из рушащегося дома, у жителя нет шансов спастись — я помню всего две площади, на которых реально можно развернуться в нашем понимании.
И как Вы предлагаете итальянскому правительству решать проблему сейсмоустойчивости города-памятника? Снести под корень и застроить новыми зданиями?
Ольга, всё очень просто: если землетрясение разрушило старинный город, надо расстрелять сейсмологов. Какие проблемы? Правительство Италии не может спасти исторический город, так может посадить кабинет министров?