25.12.2012 /
№ 119 /
с. 9 /
О.З. / Космос /
No Comments
Марсоход Curiosity встречает Рождество на Марсе. Сейчас марсоход находится в местности под названием Yellowknife Bay в поисках подходящей породы для бурения и забора образцов. Испытание бурильной установки и анализ полученного грунта — приоритетная задача на начало 2013 года.
За несколько земных месяцев и 136 марсианских сола (суток) Curiosity проехал порядка 500 м, провел несколько экспериментов и уже успел «засветиться» чуть ли не в сенсации, которую, однако, вовремя спустили на тормозах: найденная органика с большой вероятностью оказалась результатом загрязнения, принесенного самим марсоходом.
Российский нейтронный спектрометр ДАН на борту Curiosity тоже хорошо поработал. Данные о наличии водорода, который маркирует наличие водяного льда или гидратированных минералов, показали, что первый метр марсианского грунта, скорее всего, двухслойный: первые 20–30 см обычно «сухие», т.е. не содержат водорода, а оставшиеся 70–80 см уже содержат. Количество водорода (в пересчете на водяной лед) колеблется от 2 до более 4% по массе. Как рассказывают разработчики прибора, эти данные поддерживают гипотезу о том, что Curiosity движется по руслу высохшего ручья.
Кроме научной ценности миссия Curiosity — хороший пример научной рекламы. Казалось бы, перед посадкой марсохода, которая выполнялась по очень сложной и ранее не использовавшейся технологии с использованием «небесного крана», разработчики должны были, сжав кулаки и затаив дыхание, хранить полное молчание для журналистов, чтобы «не сглазить» (да, в науке не место суевериям, но инженеры — народ всё равно суеверный…). Ан нет, задолго до собственно посадки ей придумали звучное название — «Семь минут ужаса» (Seven minutes of terror), и теперь это название повторяется уже как устойчивое выражение. На волне Curiosity были объявлены новые марсианские проекты — InSight и еще один марсоход, однако, положа руку на сердце, разве приборы Curiosity уже передали какую-то невероятно ценную информацию? Еще даже не закончился период инженерных испытаний. И в связи с этим возникает вопрос: как долго смогут участники проекта поддерживать такой же интерес к марсо-ходу? В конце концов все еще работающий марсоход Opportunity, который упорно бредет по марсианским пескам уже почти 9 земных лет, уже не привлекает внимания публики (ну разве что в контексте «ой, а он еще жив?»).
И тем не менее — да здравствует Curiosity! Будем надеяться, что главные научные открытия еще впереди, а пока — посмотрим на панорамы Марса, переданные камерами «Любопытства».