О ситуации со школами для одаренных детей

Игорь Реморенко
Игорь Реморенко

Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки РФ, специально для ТрВНаука прокомментировал мнения учителей о новом законопроекте.

Прежде всего необходимо ска­зать, что ситуация с образо­ванием одаренных ребят в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» ровно об­ратная, чем пытаются ее преподнести некоторые специалисты, как прави­ло закон не читавшие. Судите сами:

  1. В законопроекте впервые за всю историю образования появи­лась отдельная 82-я статья об обра­зовании одаренных детей. Именно в ней закреплены подходы и меха­низмы «поддержки и сопровожде­ния лиц, проявивших выдающиеся способности».
  2. Пятый пункт этой статьи зако­нодательно закрепляет возможность создания особых школ для одарен­ных детей. В законопроекте говорит­ся, что для талантливых ребят будут работать особые «образовательные организации, реализующие основ­ные и дополнительные образова­тельные программы независимо от типа образовательной организации». Это означает, что такие школы могут быть созданы как при вузах, так и на базе обычных школ. Причем в дей­ствующем законе такой нормы нет.
  3. В законопроекте записано: «По­рядок комплектования таких обра­зовательных организаций обучаю­щимися определяется учредителями этих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых этими организациями образовательных программ, обеспе­чивающих развитие интеллектуаль­ных, творческих и прикладных способ­ностей обучающихся в них лиц». Э т о означает, что в такие школы может осуществляться отбор хоть со всего города, хоть со всей страны. Сейчас этого делать нельзя, и многие такие школы работают в нарушение уста­новленных правил.

Убедиться в том, что это в самом деле есть в законопроекте можно на сайте Государственной Думы [1]. Когда мы писали законопроект, мы неоднократно советовались и про­водили встречи с педагогами спе­циализированных учебно-научных центров, директорами лицеев и гим­назий. Идею законодательно закре­пить отбор в такие школы отстаивал Сергей Львович Менделевич — ди­ректор знаменитой 57-й математи­ческой школы.

Рис. И. Кийко
Рис. И. Кийко

Что касается «отмены статуса спец­школ». В действующем законе вы про такой статус не прочитаете, этого нет, отменять нечего. Если же говорить о лицеях, гимназиях, консерватори­ях, центрах образования, академи­ях, колледжах, кадетских училищах, то их разнообразие стало настолько велико, что предельно жестко силами чиновников отрегулировать каждую особенность работы такого учрежде­ния не только невозможно, но даже и вредно. Иначе делать можно будет то, и только то, что прописало министер­ством. Это как с сегодняшними СанПиНами, построенными по принципу жесткой регламентации деятельности, устаревшей в нынешней ситуации бы­строй смены технологий. В условиях, когда образовательные учреждения реализуют всё более разнообразные образовательные программы — обу­чают инвалидов, используют Интернет, проводят олимпиады, консультируют ребят из других городов, организу­ют практику на предприятиях и пр., заставить рабо­тать школы только в рамках одного какого-то установ­ленного чиновниками вида образо­вательного учреждения просто бес­смысленно.

Единственный выход — предоста­вить возможность называться так, как решил школьный совет, как поддер­живает учредитель. А вот качество образовательных программ госу­дарство будет контролировать, ак­кредитация никуда не уходит. Стан­дарты должны будут выполняться в любом случае, как бы красиво об­разовательное учреждение не называлось. Мы уйдем от порочной практики, когда государство разда­ет красивые названия, но никак не контролирует качество. Причем каж­дое образовательное учреждение сможет дополнительно, если посчи­тает нужным, пройти и обществен­ную аккредитацию.

Особо хочу сказать о нормативах финансирования. Мы выступаем за то, чтобы нормативы были прозрач­ными и ясными. Крайне порочна практика, когда каждый директор школы ходил на поклон к чиновни­ку районо и выпрашивал бюджет в том объеме, в котором они догово­рятся. Тут даже не коррупция опас­на, а то, что у большинства директо­ров школ, у которых не учатся дети известных и влиятельных родите­лей, не было никакой возможности увеличить бюджет своего образова­тельного учреждения. У них просто опускались руки и не было никако­го стимула к развитию.

Поэтому нормативное финансиро­вание — единственный выход, обе­спечивающий справедливое рас­пределение средств. Если же мэр, совет директоров школ района или какой-то иной коллегиальный ор­ган управления решит по каким-то образовательным программам уве­личить нормативы финансирования (школе для одаренных, для ребят с ограниченными возможностями здо­ровья, например), то законопроект не только позволяет это сделать, но даже и стимулирует к принятию та­ких решений.

Так что законопроект в этой части вполне способствует развитию обра­зования одаренных и талантливых школьников. Другое дело, что нам сейчас не менее (а я думаю, даже более) важно заботиться о высоком среднем уровне общего образова­ния школьников, стараться, чтобы было не только больше отличников, но и меньше двоечников. Без высо­кого среднего уровня и талантов не сыщешь. Но как это сделать — уже другая история.

Игорь Реморенко

1. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=121965-6&02

1 Comment

  1. Высокий средний уровень общего образования… Хорошо сказано, красиво, но непонятно. Высокий это какой? если средний, то по отношению к чему? средний где — в конкретной школе или в системе общего образования в целом? Какой бы закон не был принят, все будет зависеть от практики его применения…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: