Никто и не ожидал, что на церемонии вручения премии «Просветитель», состоявшейся 20 ноября 2012 года в Москве, физик Алексей Семихатов подарит основателю Фонда «Династия» Дмитрию Зимину 10 томов «Курса теоретической физики» Ландау и Лифшица. Перед этим он прочитал в Большой аудитории Политехнического музея серьезно-шутливую лекцию, в которой на эмпирическом материале доказал, что вся 10-летняя деятельность фонда и 5-летняя — премии «Просветитель» ведется строго в рамках каждого из томов.
По мнению Алексея, фонд «Династия» создает вокруг себя среду, облако взаимодействующих агентов. Он признался, что тоже является частью этого облака, как и участники этого вечера, и десятки тысяч людей, живущих в разных городах — от Калининграда до Владивостока. Более того, все частицы этого облака находятся в непрерывном взаимодействии. «Квантовая механика учит нас, что агенты взаимодействия в этом взаимодействии изменяются. Мое взаимодействие с «Династией» меня меняет. Периодически себя оглядываю, и каждый раз прихожу к одному и тому же научному выводу: «Черт возьми, довольно таки в лучшую сторону«»,— со скрытой иронией отметил оратор. Используя «сухой язык квантовой теории поля», лектор сообщил, что взаимодействие с Фондом и элементами среды перенормирует его массу, заряд и спин. «…Массу — по той причине, сколько у меня книг и что нетипично — прочитанных. Заряд — потому что книги генерируют идеи, которые меня заряжают. Спин — это что—то вроде гормонального фона».
Алексей Семихатов отметил, что науку всегда отличала тенденция к фундаментальному, к основополагающим первопринципам. В этой связи он коротко перечислил те фундаментальные проекты, которые за 10 лет осуществила «Династия»: гранты, семинары, конференции, летние школы, научные кафе, издание научно-популярных книг, фестивали науки, публичные лекции звезд мировой науки, турниры школьников и многое другое. «Всё это разнообразие содержит некий принцип, первооснову, первоначальную субстанцию, которую я бы назвал сетью здравомыслия, это то, что развивает «Династия«. Эта сеть почти фрактальна. Она составлена из разномасштабных, но коррелированных событий», — подчеркнул Алексей.
В духе теории фазовых переходов Льва Ландау он рассказал о том, как новое создается из старого в виде пузырей новой фазы. «Каждый пузырь находится под непрерывной угрозой схлопывания, и для того, чтобы они не схлопнулись, а напротив, объединились, в системе должен установиться дальний порядок». Физик отметил, что в нашем случае «дальний порядок» означает, что разделенные пространственно части от Калининграда до Владивостока или же своими собственными делами оказываются способными к общему отклику. «…Самый простой способ … определить дальний порядок — это сказать, что корреляционные функции из экспоненциально подавленных превращаются в степенные. Дальний порядок необходим для помощи пузырям, потому что быть пузырем нелегко».
Переведя всё на человеческий язык, член жюри премии «Просветитель» сказал, что все проекты «Династии» — это помощь «пузырям» нового. Неустанная работа день за днем приносит свои плоды. «Корреляционная функция здравого смысла и нормального человеческого отклика перестает быть экспоненциально подавленной», — подчеркнул он. «Установление дальнего порядка способно вывести систему из состояния ложного вакуума. …Так вдруг получилось, что «Династия» сейчас противостоит процессу, который когда—нибудь будет квалифицирован как преступление — а именно процессу сознательного вытравливания из наших сограждан способности к рефлексии и … какому бы то ни было рассуждению».
В заключение своей лекции Алексей Се-михатов подчеркнул, что «сеть здравомыслия оказалась востребована в гораздо более широком контексте, чем она изначально задумывалась разумным дизайном [Зимина]. …Я верю, что идеалы, на которых основана «Династия«, в какой—то момент станут общечеловеческими идеалами. Наш локальный пузырь и вся сеть здравомыслия, состоящая из разных вещей, от маленьких до больших, … перестанет быть пузырем, она просто станет частью новой фазы, которая таким образом создается».
Важными частями этой сети здравомыслия, безусловно, являются и новые лауреаты премии «Просветитель». Их под аплодисменты зала объявили научный журналист, биолог Илья Колмановский и лингвист Михаил Кронгауз. Выбор жюри в пользу астронома Владимира Сурдина и япониста Александра Мещерякова уже породил шутливую фразу журналистов о двух просветителях как о нашем «японском космосе».
Напомним, что автор книги-победителя «Разведка далеких планет» Владимир Сурдин уже попадал в шорт-лист (финал) премии «Просветитель» в 2010 году с книгой «Путешествия к Луне», но уступил тогда математику Владимиру Успенскому и его книге «Апология математики». Выступая перед участниками церемонии, известный популяризатор науки отметил, что не сомневался в том, что в этом году первый приз получит астроном. «Судите сами, за последние три года, когда естественные науки выделились в отдельную номинацию «Просветителя«, получали премию математики, физики и биологи. Что осталось из серьезных естественных наук? Астрономия». Кто-то сказал: «Химия», на что Сурдин шутливо парировал «Нет, химия не наука», и уже в кулуарах пояснил, что, мол, во всем виноват студенческий фольклор студентов-физиков. В известной песне «Дубина», практически гимне Физтеха, так и поется: «Только физика — соль, остальное всё — ноль, а филолог и химик — дубина».
Тем не менее, короткая речь Сурдина была вполне серьезной. «Дмитрий Борисович [Зимин] делает большое дело, и мы, как можем, помогаем. И, по—моему, наши книги какую—то роль играют в нашей жизни. Я читаю на первом курсе МГУ общую астрономию, и уже не первый год приходят студенты и говорят: «Прочитав ваши книги, мы увлеклись этой наукой, поэтому пришли на эту скамью«», — рассказал он. И продолжил: «Я каждый раз рад этому, благодарю их за этот комплимент и думаю: «А как бы мне хотелось прочитать ваши книги, которые будут написаны лет через 20, когда наши устареют«. Но не было бы наших сегодня, не будет их книг лет через 20».
В свою очередь японист Александр Мещеряков, автор книги «Император Мэйдзи и его Япония», высказался в пользу многообразия мира. Он сначала продемонстрировал залу, как хотя бы чуть-чуть почувствовать себя японцами, а потом доказал, почему мы японцами стать не можем. «Тот, кто может встать со своих мест, встаньте, пожалуйста». Зал встал в едином самурайском порыве. «И сделайте вот так, с придыханием: «Конничива«». Все сделали поклон, сказали «Конничива» новоиспеченному лауреату, засмеялись и зааплодировали.
Японист поведал слушателям секрет того, почему русские — не японцы, на таком случае из своей недавней поездки в Японию: «Просыпаюсь [я там] рано—рано утром, всё—таки разница во времени, выхожу на свой балкон, закуриваю свою первую сигарету, выпиваю первую чашку чая… Где—то полшестого утра… Туман, только—только светает. И вдруг я наблюдаю потрясающую картину: четыре японских кошки (по внешнему виду их не отличишь от русских) идут по своим делам, не знаю каким, и они идут гуськом!».
«Японские собаки не брешут, японские кошки ходят гуськом. Поэтому нам стать японцами нельзя, не нужно, глупо», — философски заметил Александр Мещеряков. «Тем не менее, Япония — всё—таки очень большой урок и для нас, и для всего мира. Этот урок заключается в следующем: люди разные, и это очень хорошо. В эпоху так называемой глобализации, когда все о ней говорят, я говорю о том, что должна быть не только глобализация.
И всякий разумный человек должен, оставаясь в меньшинстве, говорить о том, что эта глобализация никому не нужна. Хотя бы для поддержания равновесия. Потому что когда слишком мотает в одну сторону, то все превращается в полный абсурд и свою противоположность», — подчеркнул он.
«Спасибо «Династии«, спасибо всем, кто здесь присутствует и сопротивляется той общей атмосфере, которая нас окружает», — сказал японист. В заключение своей речи лауреат премии «Просветитель» под аплодисменты зала предложил тост: «Сила мира заключается в его разнообразии, и помимо всего прочего в таком мире намного приятнее и намного интереснее жить. Речь русского человека всегда похожа на тост, я это сказал, и немедленно хочется за что—нибудь выпить… Я хотел бы, хотя у нас в руках пока что нет бокалов, выпить за бесконечное разнообразие этого мира, которое мы должны, обязаны по мере наших скромных сил сохранять».
Юбилейный вечер получился и веселым, и торжественным. Привычный вход в лекционный, 9-ый подъезд Политехнического музея был необычно декорирован, а саму церемонию украшала музыка Нино Рота из фильма Феллини «Восемь с половиной». На фуршете участники церемонии смогли отведать праздничного «наукоемкого» мороженого, лично изготовленного Александром Мещеряковым и Владимиром Сурдиным, а за процессом «мороженоварения» внимательно следил Дмитрий Зимин.
Два лучших просветителя 2012 года получат денежное вознаграждение в размере 720 тыс. руб., а издателей их книг — «Физматлит» и «Наталис» — наградят денежным сертификатом достоинством в 130 тыс. руб. Другие финалисты конкурса получат по 120 тысяч. По традиции, книги лауреатов и финалистов будут отправлены в 125 библиотек России, а авторы этих книг отправятся по стране с лекционными турне, а также выступят с лекциями в он-лайне.
2 декабря 2012 года, в последний день книжной ярмарки «Non fction» в ЦДХ, состоялся круглый стол, на котором Алексей Семихатов, Владимир Сурдин и Александр Мещеряков обсудили ситуацию с изданием научно-популярных книг и предложили свои секреты борьбы с лженаукой и лженаучными изданиями и воздействия на массовое сознание. «Жить не по лжи», — таким был рецепт Мещерякова. Он сказал, что считает миссию донесения научного знания до широкой публики «важной и обязательной». В свою очередь Сурдин посетовал на отсутствие возможности у российского общества влиять на расходы на науку в России, которая есть в развитых странах мира, и тогда у науки в свою очередь возникает необходимость в рассказе обществу о том, чем ученые занимаются.
«В чем заключается сверхзадача просветительства?» — спросил А. Семихатов у двух лауреатов в заключение круглого стола. «Всех нас кто—то когда—то, через книги, привел в эту науку. Теперь пришла наша очередь писать хорошие книги», — ответил астроном. «Я абсолютно с этим согласен», — заметил японист. По его мнению, слово «Династия» очень подходит к этой традиции: от книги к книге. «Это дает историческую ретроспективу и перспективу науки», — сказал он.
Фото с сайта премии «Просветитель» Видеозапись церемонии и другую информацию о премии см. на сайте: www.premiaprosvetitel.ru