Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1 134 комментария

  1. Олег, Вы, пожалуй, слишком суровы к «Лёхе», Он, конечно, ёрничает по своему обыкновению, но ведь суть ситуации он уловил верно. Здравый смысл в конце концов доходит до всех.

    1. Знаю и Полю Сенотрусову и Павла Мандрыку. Они не антинорманисты))) И что такого предвещающего «кирдык» норманистам вы в заметке увидели я не понял. Ну артефаты , ну на довольно большом расстоянии от Ангары. Проблема в слабой изученности региона. Если строители памятники не снесут, то со временем регион изучат получше. Но вряд ли в Красноярском крае найдут находки эпохи неолита, которые прольют свет на норманскую проблему)))

      1. Максим, хочу сразу предупредить, данный господин Леха — обычный сетевой тролль, и суть дела его не интересует вообще. Поэтому, согласно Лехе норманистам — кирдык в независимости от чего-либо. Обсуждать что-либо на серьезном уровне он не способен — чтобы убедиться — посмотри предыдущую дискуссию — данный представитель «антинорманизма» зафиксировался во всей красе. Вступать с ним в обсуждение бесполезно.

  2. Вопрос ЛСК: А какой язык для Вас родной?

  3. Ответ г. Лёхе.
    1. Родной для меня, конечно, русский язык. Лекции я могу читать (и читал) на английском, немецком, польском и белорусском, но думаю — на русском. Он был родным и для моих родителей. Для деда и бабки обиходным языком дома был русский, но родным для них был польский (они родились в Варшаве). На русском я с юности владею техникой быстрочтения (вожу взглядом не по буквам, а по строчкам), на английском это выходит хуже, на прочих вообще не получается. Читать (если тщательно, то со словарем) могу на всех основных европейских кроме трех.
    2. Не понимаю, что Вас так восхитило в открытии неолитической стоянки на Ангаре. Какая связь у этой находки с антинорманизмом? Гораздо более древние неолитические стоянки давным давно найдены на Ближнем Востоке и в Европе. По моему, связь могла образоваться в Вашей голове только от общего незнания.

  4. Ничего не знаю о Клёсове и мало знаю о Фоменко; тем не менее попробую провести параллель. Чтобы убедительно спорить с Фоменко, недостаточно знать историю, надо ещё разбираться в математической статистике. Рискну предположить: для того, чтобы спорить с Клёсовым, необходимо разбираться в генетике.

  5. Alex, думаю, это не так. Чтобы спорить с Фоменко достаточно знать историю. Также как и в случае с Клесовым. Пока Фоменко занимается статистикой и не лезет в историю — тут действительно надо быть специалистом — математиком. В случае с Клесовым надо разбираться в генетике. Но если ученый полез не в свою область — полез именно в историю — вот тут надо знать историю, чтобы иметь право полемизировать с ними и им, кстати тоже было бы неплохо изучить эту область науки, которая не является областью их профессиональной деятельности.

  6. Чтобы с кем-то спорить, не нужно вообще ничего знать. Ключевое слово — «убедительно». Для Вас убедительны исторические и археологические данные, аргументы Фоменко Вам непонятны и неинтересны. Фоменко сосчитал коэффициент корреляции чего-то там с чем-то, а ваши факты сбросил со счетов как недостоверные или подтасованные. Как видите, полная симметрия. Сторонний же наблюдатель скорее поверит Фоменко, ибо авторитет математики выше, чем авторитет истории.
    Кстати, они не так плохо знают историю и могут буквально сыпать историческими фактами (более или менее «интерпретированными»), подтверждающими их точку зрения. Я даже сам откуда-то знаю, что римские кавалерийские мечи неотличимы от средневековых забыл какого периода.

  7. Э, нет. Если цель спора или обсуждения — выяснение истины , а не победа над оппонентом любой ценой, то убедительность — предполагает наличие свидетельств и фактов, то сеть доказательную базу, а главное — независимую верификацию результатов исследования независимыми исследователями. Этого нет ни у Фоменко, ни у Клесова. Фоменко может быть свой области — математике, высоким специалистом , и там его авторитет может значить многое, но когда он вторгается в чуждую ему область, он оказывается обычным дилетантом, не обладающим достаточным уровнем знаний. Более того, если в случае с Клесовым какая-то часть его оппонентов — генетиков частично готовы признать определенную положительную роль на раннем этапе его деятельности, то в случае Фоменко имеет место однозначное осуждение его научной общественностью и отнесение его методов к области лже-науки.

  8. Спасибо Задорнову за пробуждение интереса к русской истории. Никто из персон, упомянутых в настоящей статье (кроме него), не выступил, столь громко и эффективно, против существующего изложения истории в школьных учебниках! Вижу прямую связь между фильмом и принятым недавно решением написать объективные учебники истории. Спасибо за толчок для безвестных «недилетантов».

  9. Ну вот мы и получили мини-пример дискуссии, в которой Вам неинтересны и непонятны мои доводы, а мне неинтересны и непонятны Ваши. Кстати замечу, что с «независимой верификацией результатов исследования независимыми исследователями» у Фоменко всё в порядке: любой может посчитать те же самые коэффициенты и получит (наверное, я не пробовал) тот же результат.
    Вообще же, если так подумать, для историка следующего поколения будет просто необходимо разбираться как в генетике, так и в математической статистике.

Comments are closed.

Оценить: