Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1 134 комментария

  1. Андрей, принято решение написать насколько я понимаю не «объективные», а «единые» учебники — а это, согласитесь, совсем разные вещи. Еще раз повторю то, что не раз уже повторял здесь — Задорнов не пробуждает интерес — он предлагает ГОТОВОЕ и простое решение сложных проблем, решение лживое, предлагает воинствующим и безапелляционным тоном. И тем самым не просвещает, а задуривает людям голову, уводя их в другую сторону от истинного понимания всей сложности проблем, стоящих перед историками Древней Руси. Как у него все просто! Где в фильме альтернативные точки зрения? Только я, любимый и те кто согласны со мной! Разве это объективный поход?

    Alex, простите что задаю такой вопрос — а Вы читали Фоменко? Весь этот бред по которому Юрий Долгорукий — это Чингиз-хан, а Христос — это папа римский и прочую ахинею?.. Здесь просто не о чем говорить, и его статистические выкладки на которых он пытается основать весь этот бред меня абсолютно не интересуют.. Ни один историк в здравом уме эту ахинею, на каких бы выкладках математических она не основывалась, принять не может, потому что есть археология, есть памятники скрытые в земле, которые говорят против Фоменко…Чтобы он там ни высчитывал математически. И это мнение не только мое, ни один серьезный историк это рассматривать не будет, как физик не будет рассматривать очередной «вечный двигатель»..Сама фамилия Фоменко стала синонимом лже-науки.

  2. Ну хорошо, Вы можете считать, что изучение математики и генетики не является необходимым; но по крайней мере Вы не станете отрицать, что это полезно.

    Можно ещё добавить, что некорректное использование математической статистикистало настоящей эпидемией; оказывается, с помощью неё можно доказать всё, что угодно, вплоть до существования ясновидения.

  3. Изучение математики историку может пригодиться когда речь идет о вероятности или статистической обработке данных, наверное, пожалуй и все. А вот знания в области генетики — конечно не помешают. Одна беда — один человек не может охватить все — там более на глубоком, профессиональном уровне, поэтому и существует между учеными разделение труда,основанное на презумпции и доверии к результатам полученным другим исследователем — специалистом в своей области.
    На этом разделении труда и доверии к результатам других исследователей, верифицируемых и подтвержденных независимыми исследователями, держится все здание науки. Перефразируя св. Августина можно сказать, что ученый может быть «изощрен, но не злонамерен». То есть ученый может непреднамеренно ошибаться, но он обязан признать свои ошибки и исправить их, когда ему на них указывают с приведением убедительных доводов и доказательств, но он не имеет права сознательно фальсифицировать свои результаты, вводя других ученых, вынужденных полагаться на его результаты, в заблуждение. Такие действия дилетантов вроде Задорнова и ученых вроде Клесова — подрывают основные научные принципы, на которых держится научное сообщество.

  4. Олег, а существующие учебники истории объективны? Они не «подрывают основные научные принципы, на которых держится научное сообщество». Мне показалось фильм Задорнова об этом…

  5. «В статье предпринята попытка определить, существует ли связь между погодой и посевным сезоном, с одной стороны, и вероятностью изгнания еврейских общин, с другой стороны.»

    http://inosmi.ru/europe/20130309/206754358.html

  6. Андрей, извините, но Вы ошибаетесь. Фильм Задорнова совсем не об этом. Относительно нынешних учебников могу сказать одно — они пишутся разными людьми и они разные. Я не слишком доволен их качеством, но фильм Задорнова совсем о другом. В нем предлагается «единственно правильная» точка зрения на историю Руси, причем предлагается дилетантом, с привлечением не ученых, а людей случайных ( за исключением Фомина и Клесова — но Клесов тоже не историк, а биохмик). Причем все они представляют только одну точку зрения. Представителям альтернативной точки зрения в фильме место не нашлось. Предлагается всем интересующимся историей ГОТОВОЕ и ПРОСТОЕ решение сложных и до конца не выясненных проблем, причем выдается все это за открытие и сенсацию.Предлагается воинствующим тоном с обвинениями в адрес несогласных в «предательстве» и «очернительстве». Вред от фильма несомненный и заключается в том, что человек не знакомый с историей, человек с улицы, привлекается для решения серьезных научных проблем (о которых он и понятия не имеет) в качестве арбитра. Все это уже было в период борьбы с генетикой и «вейсманистами- морганистами». Счастье еще что время сейчас другое, а то опять полетели бы головы настоящих ученых и историческая наука оказалась бы отброшенной лет на двадцать- тридцать назад. Пересмотрите фильм и убедитесь что все именно так как я говорю.

  7. Alex:
    10.03.2013 в 0:18

    «В статье предпринята попытка определить, существует ли связь между погодой и посевным сезоном, с одной стороны, и вероятностью изгнания еврейских общин, с другой стороны.»

    Alex, поясните что вы имеете в виду в виду в данном посте, при чем тут это?

  8. Не более, чем иллюстрация: использование статистики для нужд истории. Можете не обращать внимания, просто к слову пришлось.

  9. Лев Самуилович, Олег,

    большое спасибо за статьи и комментарии!

  10. Наткнулся на Вашу дискуссию, и не могу отметить что и Задорнов и Клейн ровно далеки от истины. Все Выше описанные процессы происходили в Финно-угорско -Балтских землях. И по сути являются лишь некими влияющими факторами, как скажем
    Римское и Византийское Влияние которое хотя и значимо, но отнюдь, не основополагающие. Непосредственно славянская история, это лишь часть истории нашего отечества.
    А Русы, скорее не этнос, а некий принцип самоопределения, который к слову сказать является таковым до сих пор.

Comments are closed.

Оценить: