Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1 134 комментария

  1. Финно-угру.

    Наткнулся на Ваш комментарий и не могу не заметить, что Вы и Задорнов равно далеки … добро бы от истины, но и от объективности. Поскольку земли, означенные как финно-угорские, стали в конце концов русскими, очевидно, что появление славян на этих землях имело большее значение, чем римское и византийское влияния. Да и скандинавы на этих землях отметились изрядно. А финно-угры — даже не принцип самоопределения и не этнос, а прежде всего лингвистическая группа. Термин «Русь» же имел в разное время разное значение.

  2. Сочту за есть за дискуссию со столь образованным собеседником. Ведь ЛСК это сам Лев Самуилович, полагаю? Чем бы не была Русь в различные времена,но по сути мы имеем опять же русскоязычное пространство и не более, то есть по сути туже лингвистическую группу. Только сложилась она значительно позже Финно-угров, так эдак в период Российской империи, а вот была ли ранее, во многом это вопрос домыслов и написания истории по летописям церковно славянского языка.
    Роль славян в формировании нынешнего этноса Восточной Европы несомненно есть, конечно она меньше чем Балтов,Хазар, Мордвы, Муромы, и Мещеры , быть может и меньше чем пресловутых, простите Викингов, но конечно она есть.
    Не знаю по каким критериям Вы Лев Самуилович оцениваете степень влияния,
    Письменность у нас именно Римско-Византийское, право, тоже, религия… так если бы славянское влияние было больше то все это мы бы у них заимствовали, вернее они бы нам навязали.
    Даже отголоски почитания скандинавских богов в Восточной Европе более зримы нежели, неких славянских. Опять же отсечете от средневековья Хазарское и скандинавское влияние, балтов и финно-угорских народов. И что останется из материальной культуры, семи лучевые кольца височные…

  3. Финно-угру.
    ЛСК — это мои инициалы, я этого ни на миг не скрывал. В Вашей заметке меня поразила Ваша демагогия — Вы ставите ученых и Задорнова на одну доску. Вот я и внес уточнение. Теперь Вы ведете речь более продуманно. Что осталось от русских в Восточной Европе, Вы сводите к минимуму сгоряча. Возможно, от обиды за финно-угров, растворившихся в русском народе. Обида — не лучший стимул для объективного разбирательства. Русская культура значительно богаче, чем семилучевые кольца.

  4. Просто не думал что интернет сможет меня еще чем то удивить, а тут возможность поговорить с Клейном. Признаться несказанно рад. Увы уровень наших ученных зачастую ниже чем у среднего комика. Признаться когда читал о «предках древних славян» чуть ли не в каменном веке, в учебнике под редакцией Рыбакова не знал плакать или смеяться.
    Обида есть у меня, великие народы со времен имперской истории именуют, отсталыми племенами которым якобы славяне принесли свет культуры и цивилизации. Десятки народов были обезличены и лишены права фигурировать в истории нынешней России.
    Что есть Россия, какова роль Балтства и Финно-угорства в формировании её современного облика. Да и если бы не Русы где были бы тогда славяне :)

  5. Финно-угру еще раз.

    Дело, видимо, не в том, кому славяне принесли свет культуры и цивилизации, разработаный их недавними предками и полученный ими самими в чем-то от Византии, в чем-то от немцев, в чем-то от скандинавов, а в чем-то и от Золотой орды (а тою от Китая). Гордиться можно не столько тем, что получено от кого-то или унаследовано от древних и недавних предков, сколько тем, что сделано самими. Для финнов та цивилизованность, которой они достигли ныне и в которой они превосходят нас, мне кажется, вещь, которой можно гордиться больше, чем любыми предками. Да ведь есть еще Эстония, Венгрия… У других финно-угров есть выбор, на кого ориентироваться. Ориентиры надо искать не в древней истории. Роль археологии — совсем не в том, что она должна якобы давать ориентиры. Ищет в археологии ориентиры тот, кто зовет назад.

  6. ЛСК между мифом и историей есть еще и «Исторический миф» это скажем король Артур в Англии, Гиперборея, Ариии и многое другое. Во многом, Рюрик из повести временных лет, личность не мене эпичная чем король Артур, так стоит ли так критично подходить к его анализу?

  7. Собственно хочется продолжить свою идею, и продолжить разговор о неполноценности отечественной истории. Которая увы следствие неполноценности, или лености отечественных, историков как говорит Задорнов.
    Где история Мордвы, Муромы и Мещеры как составляющих Русского государства. Языковая общность говорите Вы, а Мещера так и вообще территория…
    Как быть с Варварским королевством, носителей культуры рязано-окских могильников 5-6 века, их ранней связи с империей готов. Как быть, с по сути полном игнорировании свидетельств Иордана о остроготском королевстве Германариха. Которая в общем то доказывает наличие государственности задолго до Рюриков и Варягов в восточной Европе. Смотрел я недавно на венгерскую корону, так это по сути крестообразная диадема эпохи великого переселения народов… ну или шлем готский. А Вы тут о Варягах спорите…

  8. Как то странно появляются ответы целый день не было ничего и вдруг.
    Мой предыдущий пост писался сразу после, предстоящего ему моего же послания.
    И ответа уважаемого ЛСК я не видел. Очень приятно что Вы признаете большую этническую целостность Финно-угров нежели славян, тем более что финно-угорский мир, мир евразийский по сути, достиг своего наивысшего рассвета, задолго до того как славяне робко показали свою аутентичность…
    Конечно Русскими ученными было сделано очень много чтобы принизить значения финно-угорских народов, но археология все к счастью растопляет на свои места.

  9. Финно-угру.

    Создается впечатление, что о качестве нашей истории Вы судите по школьным учебникам и на худой конец — по вузовским. А история развивается не там. Вы пишете, что готы пропущены. А Вы читали книги Марка Борисовича Щукина, недавно умершего? Он оставил большую школу.
    Высшего расцвета финно-угорские народы достигли, на мой взгляд, не в варварских королевствах, а в нынешних Финляндии, Эстонии и Венгрии. Расцвет — это не территориальная экспансия, а богатство культуры и благосостояние народа.

  10. «Трям-там-там.:
    19.03.2013 в 17:30

    ЛСК между мифом и историей есть еще и «Исторический миф» это скажем король Артур в Англии, Гиперборея, Ариии и многое другое. Во многом, Рюрик из повести временных лет, личность не мене эпичная чем король Артур, так стоит ли так критично подходить к его анализу?»

    Относительно историчности Рюрика мнение, что Рюрик не является исторической фигурой бытовало у некоторых историков, но постепенно как историки придерживающиеся скандинавской версии происхождения Руси, так и антинорманисты пришли к признанию его историчности. В последнее время его сопоставляют с Рориком Ютландским франкских анналов.

Comments are closed.

Оценить: