Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:
Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».
С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ
Придется тратить время и на это.
Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!
Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.
О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.
Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?
Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.
Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.
На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.
Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).
Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.
«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.
Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!
Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?
Alex,
Могут, почему бы и нет, но где, куда и к чему определить такой камень невозможно, а по наличию созвучия с чем-то можно только с ужасной натяжкой и не ссылаться на эту натяжку как на аксиому.
Нет речь там о заливе на севере, который у славян, граничащих с булгарами-мусульманами, называется морем варанков.
По-моему, отличное созвучие. В принципе неважно, тот это Айфур или какой-то другой; даже если тот, это ничего нового не доказывает, и даже если другой, это не отменяет того обстоятельства, что шведы реально употребляли такое название (не суть важно, в отношении чего именно). А это неплохой дополнительный довод в пользу того, что Айфур у Константина Б. — название именно скандинавское, что и требовалось доказать.
Ладно, я сам процитирую: ««Ну например Аль-Бируни: «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу». Это начало 11 века, значит славянское понятие варягов и варяжское море сформировалось гораздо задолго до этого.»
То есть «они» — это саклабы, а не булгары, как я было подумал. Но тут начало 11-го века, никакого противоречия ни с чем я не вижу. Впрочем, дело тёмное.
насколько я на моем уровне понимаю, получается что варанки и их море оказались известны за сотню лет до первого упоминания византийских верингов.
Ну не за сотню лет, но этак за 50.
Причём у арабов, а у славян может и да, за сотню.
Alex, названия порогов даны на греческом в искажённом виде. Если скандинавы сами давали названия порогам, то это должно было бы отображено в сагах, а уж преодоление их в окружении тучи варваров, которые готовы их чуть ли не сожрать, вообще должно было бы быть отражено в каждом путешествии в Миклагард. Но этого нет, потому я и сомневаюсь.
Надо думать, названия порогам дали «русские скандинавы», те, которые жили на Руси и которых КБ и называет «русь». Почему они не сочиняли саг, я не знаю. В каком-то русско-византийском договоре, сходу не могу найти, вроде сказано о документах, выдаваемых русским князем и подтверждающих статус путешественников, так что путешествие не думаю, что было очень опасным, по крайней мере до появления печенегов, и преодоление порогов, наверное, было довольно рутиной операцией. Думаю, с поездкой в Винланд не сравнить.
Alex, может и так. Документы эти и в сагах описаны, если я правильно понял о чём вы. Поездка в Винланд — морская прогулка по сравнению с описанием преодоления порогов у КБ, сколько там народу погибло — не счесть.
Кстати сказать. Я отнюдь не знаток саг, но всё-таки у меня такое впечатление, что это литературные произведения, часто на несколько ограниченном фактическом материале. То есть в саге отражёны географические познания не самого героя саги, а её сочинителя, который в Миклагард мог и не ездить.
Я тоже не знаток, вот потому это одна из причин, по которой серьёзные учёные зарубежом не доверяют сагам и большую часть там написанного признают выдуманными литературными произведениями и только у наших саги вызывают обильное слюноотделение.
Денни: «в лингвистике я совсем ничего не смыслю. а опускаться до простых созвучий не хочу по очевидным соображениям. но скажите, неужели именно средствами лингвистики можно установить происхождение «варяг» именно от veringr, а не от varg или var?»
— Конечно!
Уважаемые оппоненты, ну почитайте же примечания А.А.Куника к «Каспию» Дорна стр.636 и далее..
Ну где ж мы их прочитаем? Перескажите своими словами.
Интернет — велкая помойка, тут можно найти всё что угодно, погуглите.
Воистину:
http://www.knigafund.ru/books/124902/read#page698
(нумерация страниц не совпадает с книжной)
Ни…чего не понял. Причём тут спаржа? По-моему, это не наука.
Alex. я нашел и в этом варианте нужные страницы- см стр. 698 и далее внизу под указателем.
Какая спаржа? Куда вы смотрите? Там главка называется «Бируни».
Заодно просмотрел ответ Иловайского Кунику. Иловайский полагает, что достоверные сведения в ПВЛ в лучшем случае с 11-го века. Горько слышать.
И стр. 635 о Бируни..