Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:
Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».
С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ
Придется тратить время и на это.
Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!
Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.
О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.
Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?
Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.
Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.
На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.
Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).
Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.
«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.
Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!
Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?
Дорна «Каспий» почитать можно здесь http://www.knigafund.ru/books/124902
Найти и скачать в сети тоже можно, нужно только долго искать.
Уважаемый ЛСК,
так всё-таки, Вы до сих пор не видите связи в построении названий городов в померании и городов, основанных Рюриками?
В Помераниии Bukow — аппелятив: буки
У Рюриков Псков — тоже аппелятив: пески, плёсы
В Померании Körchow — aппелятив
У Рюриков Порхов — аппелятив: или пороги, или белые известняки
В Померании Kotelow — аппелятив
В России Чернигов — аппелятив: Чёрные Гаи
…
продолжать можно бесконечно долго.
у восточных славян такого построения аппелятива никогда не было.
у славян в Мекленбурге — на каждом углу.
И если Рюрики по Вашему мнению были «скандинавами», почему же они ни одного города по-скандинавски не назвали?
Да русскими были Рюрики, славянами.
А скандинавы у них служили. Были холопами. Гритью.
P.S. Одна беда, похоже номера страниц в моем издании и там не совпадают.
Олег, а истины здесь нет и не будет, потому что все выводы с любой стороны будут исключительно гипотетическими, а их истинность всего лишь определяется количеством учёных их поддерживающих.
Денису.
Конечно все гипотетически. Ни средневековые источники и их сообщения, ни археологические находки, ни наша древняя летопись ничего не значат. Все чисто гипотетически. Истории как науки тоже не существует — только гипотезы — те которые нравятся и те — которые не нравятся. Предлагаю срочно регистрировать открытие.
«Начало истории мидян. История мидян темна и непонятна. Конец истории мидян» Из рассказа И.Ф. Горбунова
Дражайший А.П.,
Ваши рассуждения насчет апеллятивов пополняют Вашу копилку юморесок. Спасибо. Но у Вас был еще и вопрос: «И если Рюрики по Вашему мнению были «скандинавами», почему же они ни одного города по-скандинавски не назвали?»
О Рюрике речь идет в единственном числе. Ладога — по-Вашему русское название? Правда, и не норманнское. Остальные города в которые Рюрик и его присные входили, имели уже славянские названия, по крайней мере, в большинстве. А через три поколения и сами пришельцы ославянились.
Словом, логика у Вас подстать всему остальному — донельзя упрощенная.
И получается у Вас (Вы это четко сформулировали), что Рюрики были славянами, а скандинавы у них холопами. Вам так хочется. Не сейчас, так хоть в далеком прошлом. Это и есть основной мотив всех Ваших выкрутасов. Ну, поиграйтесь еще.
спасибо за разрешение.
но Ладога — это ж вроде задолго до Рюриков.
Типично финно-угорское.
Уважаемый ЛСК,
если Вы думаете, что у меня какой-то «политический заказ» или иное предубеждение, что мне чего-то «хочется», то это вовсе не так. И если окажется, что Рюрики действительно были скандинавами — мне от этого ни тепло ни холодно.
Я просто пытаюсь разобраться. Сложить мозаику.
Я Вам задаю вопросы и не получаю ответов, которые бы соответствовали здравому смыслу. Не противоречили бы простейшим фактам.
И пока что западно-славянская версия происхождения Рюриков отлично складывается без единого пробела.
А вот как раз Вы не приводите ясных доказательств.
И именно это — никакой не Задорнов, а именно Вы — только увеличиваете мои подозрения в «норманнской» гипотезе.
Понимаете, у меня отец из балтийский славян, а мама — из подмосковной смеси всего что только можно. И все эти истории мне генетически очень даже близки.
Чутьё есть определённое.
Олегу:
Хорошо, давайте возьмём археологические находки. Нашли молоточек Тора, что это значит? Это значит, что возможно тут был скандинав, а может быть этнический франк или славянин, но который всю жизнь прожил в Скандинавии. Что он тут делал? Да фиг знает, мимо проходил, а может жил. А у вас 100% получится, что здесь жил и правил знатный швед, не меньше чем ярл, а если эту версию поддержит большинство, то она вообще в истину превращается. Вон, я писал, что те же археологические находки показывают, что славяне на ильмене и ладоге появились раньше скандинавов, а вам по-фигу, потому что этот факт не вписывается в ваши сформированные представления.
И еще. Впечатление что у Вас нет представления об археологии. Находки бывают единичными только в случае нарушения культурного слоя. При находке молоточка Тора — всегда важно где и в каких условиях он был найден, что найдено рядом, каким временем датируется данный слой и.д.Так что установить кому он принадлежал обычно возможно по другим находкам. и молоточков Тора у славян, сколько я знаю, пока не находили. Если у Вас есть другая информация — поделитесь.
Ладога — это финское название.
ЛСК
«Остальные города в которые Рюрик и его присные входили, имели уже славянские названия, по крайней мере, в большинстве. А через три поколения и сами пришельцы ославянились.»
увы, не проходит. Даже если забыть то странное обстоятельство, что Рюрики не назвали ни одного города по-скандинавски, утверждать, что названия «Псков, Порхов, Чернигов» и т.п. восточно-славянские — это сильно.
Восточные славяне вряд ли стали называть пески «Псков». Они бы по простоте так бы и назвали город «Пески».
И город у речных порогов они бы скорее назвали «Пороги».
И город в тёмных лесах имел бы название «Чёрные Гаи».
Ан нет. Названия построены по померанскому принципу.
Пески — Псков.
Пороги — Порхов.
Чёрные Гаи — Чернигов.
но больше всего меня изумило толкование слов.
таких как «ябеда» и «цивун — тиун».
Достаточно посмотреть викисловарь. там даже какой-то умник «ябеду» от «беды» пытается произвести.
как я уже сказал, «ябеда» в его сегодняшнем значении — это немецкое слово «Gepetze».
Можно посмотреть ещё глубже, откуда произошло слово «Gepetze».
От латинского «impetere» : обвинять.
отсюда и древнерусское слово ябедникъ, ѧбетникъ «должностное лицо, судья».
Обвинитель.
Дальше.
почему понятное слово «цивун» — государственный, цивильный человек — в Новгороде Рюрики стали произносить «тиун»?
Почему «ц» перешло в «т» и «в» перешло в «у»?
Типично померанское произношение. Это у них «ц» в «т» переходило и «в» произносилось как «у».
Никто никогда не произносил названия городов типа «Bukow» как «Буков». Оно всегда произносилось «Букоу».
два-три заимствования в русском из скандинавского ну никак не тянут на теорию, что целый род Рюриков — вместе со всем племенем и свитой — были бы норманнами.
намного логичнее объяснение, что Рюрики были славянами.
А вот их гвардия, их защита — были норманнами.
Причём этим защитникам скорее всего запрещалось общаться с местными.
Во избежание предательства.
Будь я Рюриком — именно так бы я и поступил.
Повесть временных лет так прямо и говорит. Разбойничество и безобразие творились у местных. Богатые были места, но не было «шерифа».
И доверять собственную охрану местным Рюрики не могли.
Его «грить» не была замешана в местных конфликтах и это было очень важно.
Вот и не осталось следов скандинавского в русском.
Рюрики запрещали контакт.
«теорию, что целый род Рюриков — вместе со всем племенем и свитой — были бы норманнами. намного логичнее объяснение, что Рюрики были славянами.
А вот их гвардия, их защита — были норманнами.»
Дык… вроде бы с этим никто особо не спорит. Не особо понятно только, что есть «целый род Рюриков». Призывали или нанимали(если вообще призывали) аккурат «гвардию и защиту». Вполне вероятно, что норманскую (а то и смешанную). Был там Рюрик или нет, кто именно он был, дело сугубо десятое. Основное население было и вскгда оставалось славянское. Поэтому и следов в языке мало. И городов они не строили и не называли. Не их дело было. А через 2-3 поколения они и вовсе ассимилировались. Ведь детей-то рожали и воспитывали их славянки!