Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1 134 комментария

  1. Олег, здесь речь не о Грот и Кузьмине, а об источниках.

  2. Sorry, комментарий почему-то не отобразился, поэтому ссылку на Салернскую хронику повторил лишний раз. Интересный документ… Людовик утверждает, что титул «каган» есть у авар, но не у хазар или норманнов. Следовательно (или не следовательно?), Василий утверждал обратное, т.е. что правители хазар и норманнов именуются каганами. Про хазар, понятно, прав Василий. Допустим, он прав и про норманнов. Тут у нас три возможности. 1. Не каган, а конунг 2. Не норманны, а, скажем так, неизвестно кто, кого Людовик воспринял как норманнов 3. Реально существовал норманнский каганат.

  3. Что касается Лиутпранда, то он хорошо знал не только греческий, но и германские дела (провел несколько лет при дворе Оттона Великого и был его послом в Византии), поэтому не мог путаться в вопросе о том, кто есть норманны, а «за Данией» для него — к северу от Дании.

    1. Стоп-стоп. «За Данией» это у Адама Бременского. А не у Луитпранда. А Луитпранд как раз совершенно точно пишет, в каком смысле он употребляет германский термин «северные люди».

      Кстати, я там на предыдущей странице привел некие выдержки того, что франки называли норманами не только скандинавов, но альбингов (в частности). И относится это аккурат к интересующему нас раннему периоду.

  4. Alex’у

    Насчет титула «каган» — необходимость объяснения вызывает тот факт, что вождя только что появившейся руси, являвшейся довольно эфемерным образованием, византийцы (как следует из переписки Людовика и Василия) называют «каганом» — практически имперским титулом), а последующих князей такого действительно мощного государства как киевская Русь — всего лишь архонтами. В то время как владыка хазар именовался каганом и к его документам привешивалась печать в три золотых солида, к документам для русского киевского князя — в два солида.

    «В официальных отношениях Византия по-прежнему высоко ставила Хазарию и хазарского кагана. Формула дипломатического обращения к последнему была такова: «Во имя отца и сына и святого духа, единого истинного бога, Константин и Роман, верные в боге римские императоры, наиблагороднейшему и славнейшему кагану Хазарии» — и к документу привешивалась печать стоимостью в 3 золотых солида. Русскому князю в то же время писали: «Грамота Константина и Романа, христолюбивых императоров римских, к архонту России», а к грамоте привешивалась печать ценой всего в два солида . Из этого видно, что Хазария пользовалась в Византии высоким почетом, но это положение в византийской дипломатической практике она сохраняла в X в. только по традиции» (Артамонов «История хазар» 1962: 353).

    Достаточно на мой взгляд убедительное объяснение было предложено В.Дучко, что собственно позволяет по-другому взглянуть и на всю затею византийцев с посольством русов к франкам.

    1. Особенно мне нравится слово «следует». Ну да ладно. У кого есть ещё какие соображения?

    2. Ау???? Вы просили источники, в которых норманы не только скандинавы. Я привел. И где реакция?

  5. Лев Самуилович, а что это вы Адаму Бременскому приписываете свои домыслы? Он писал ровно так, как написал, а за Данией может быть и Скандинавия, и Исландия, и Гренландия, и Англия и в том числе южный берег Балтийского моря. А памятуя о вашем представлении сторон света, где западные славяне у вас живут на юге, и подавно не стал бы ничего приписывать далёким авторам.

  6. Господа, Олег и Лев Самуилович, вы всё штампуете одно и тоже и то чужое, вы сами пробовали анализировать, ну хотя бы Лиутпранда? Думаю, что нет, иначе бы вы уже давно ответили на многочисленные мои и не только мои вопросы о том, каким образом «где-то в северных края», «некий народ» и «по местоположению» руси Игоря абсолютно чётко указывает именно на свеонов, данов и норегов, которых в западной европе именую норманнами.

  7. Денис, к Адаму Бременскому это тем более относится. Адам Бременский жил в Бремене, а из Бремена южный берег балтийского моря никак не может быть «за Данией». Дания, к Вашему сведению, расположена на Ютландском полуострове, далеко выступающем из южного берега Балтийского моря. Я там бывал и видел это лично не только на географической карте. За Данией (из Бремена глядя) находятся Швеция и Норвегия.
    Но Вас ведь не переубедишь. Вам нужно, чтобы за Данией находились славяне. Оставайтесь в этом следком убеждении.

    1. И еще один стоп-стоп. ВОт что пишет Адам Бременский:

      ««Вкруг оного залива,- пишет Эйнхард,-обитают многие народы. Северное побережье и все прилегающие к нему острова занимают даны и свеоны, которых вместе мы именуем Нортманнами. На южном берегу живут склавы, хаисты и другие многочисленные племена, из которых главные — велатабы», что также зовутся вильцами. Данов, свеонов и прочие глемена, которые обитают за Данией, франкские историки всех именуют нортманнами…»

      Еще разок: Для самого Адама Бременского различие норманнов и славян очевидно. Из Бремена в 12 веке все видно отчетливо. Никаких «за Данией» для Адама Бременского нет и быть не может. «За Данией» он пишет только относительно франков. И действительно, как видно из приведенных мною ранее цитат, у франков в ранние времена к норманнам относятся не только скандинавы. Но и другие народы Балтии.

      А потому Ваш комментарий » За Данией (из Бремена глядя) находятся Швеция и Норвегия.» как мне представляется, просто не имеет смысла.

  8. Лев Самуилович, уж извините, но ваше «бла-бла»за доказательства не считаются. Грот вообще в Швеции живёт и что? Толку мало. Так и вы, где-то были, что-то видели, да мало ли где я был, а где я только не был, например на Ладоге я был, и в Карелии. Я вас прошу доказательства и анализ, а вы мне свои путешествия и впечатления.

  9. Денни о Адаме Бременском: «За Данией» он пишет только относительно франков.
    — Нет,»за Данией» он пишет со слов франков относительно норманнов: данов, свеонов и прочих. Никаких франков тут нет.

    Денис же отвечает не по сути дела а, простите, в базарном стиле: «ваше «бла-бла-бла», «где-то были, что-то видели, да мало ли где я был» и т. д. В этом стиле я вести обсуждение не собираюсь.

    1. » Нет,»за Данией» он пишет со слов франков относительно норманнов: данов, свеонов и прочих. Никаких франков тут нет.» Конечно. Это я некорректно выразился. Извиняюсь. Именно это и имелось в виду. В любом случае «за Данию» надо смотреть не из Бремена, а со стороны франков.

      Но давайте, если можно, к сути. Адам Бременский пишет, что франки называли норманами кроме свеонов и данов «всех прочих» за Данией. Я наковырял (оцените мой героизм) ссылки на то, что у ранних франков действительно было такое дело. В смысле, что норманнами называли не только свеонов и данов. А еще кое-кого, причем отнюдь не норвегов. А ребят с южного берега Балтики. И мне ужасненько хочется услышать внятные комментарии этому.

  10. Лев Самуилович, а вы её и так не ведёте, ходите вокруг да около, а по существу сказать ничего не можете, только копипастите чужие домыслы.

Comments are closed.

Оценить: